На фоне растущего интереса к внутреннему туризму казахстанцы все чаще поднимают вопрос о справедливости цен на популярных направлениях.
Особенно бурную дискуссию в соцсетях вызвала публикация в Threads, где пользователь сравнил стоимость прогулки на катамаране в Боровом и поездки по озеру Комо в Италии.
«Приехал в Боровое. Решил покататься на катамаране — говорят, 6 тысяч тенге за полчаса. Я в Италии на озере Комо брал билет на лайнер — 20 евро туда-обратно до Белладжио. Это примерно 10 тысяч тенге за двухчасовую прогулку с видами, которые в Instagram не помещаются. А вот с ценообразованием у нас как всегда», — написал автор поста.
Скриншот: Threads
Этот пост собрал множество откликов. Одни пользователи встали на защиту местного бизнеса, другие выразили возмущение ценами и качеством сервиса.
Почему могут быть такие цены
Сторонники умеренной ценовой политики отметили, что цены на отдых внутри страны зачастую неоправданно завышены, особенно если сравнивать с зарубежными направлениями.
«В Боровом сезон круглый год. Зимой тоже едут. И на ватрушках катаются, и воздухом дышат. Так что аргумент про «три месяца лета» уже не работает», «Мы любим наш Алаколь, но за 3-5 дней там нужно минимум 500 тысяч тенге. Это без излишеств, просто чтобы отдохнуть. А если с детьми — и того больше. Тогда уж и правда лучше улететь за границу по горящей путевке», — поделились своим мнением пользователи сети.
Некоторые комментаторы привели конкретные примеры.
«На квадроцикле час — 20 тысяч. Это же как билет из Астаны до Алматы!», «В Баку на фуникулере туда-обратно 620 тенге. А в Алматы — 8 тысяч на Кок-Тобе на канатке», «В Астане прогулка на теплоходе — 4000 тенге с человека. В Боровом — 10 тысяч за 20 минут на лодке. Где логика?» — отметили комментаторы.
Скриншот: Threads
В то же время владельцы бизнеса и жители Борового рассказали о высокой себестоимости обслуживания. Цены, по их словам, обусловлены не жадностью, а реальностью рынка.
«Один электрический двигатель стоит 350-500 тысяч. Аренда земли высокая. Плюс налоги, откаты, штрафы. Мы выживаем за сезон. Никого кататься насильно не заставляем, не нравится цена — проходите мимо», «Сравнивать Италию и Боровое бессмысленно. В Италии массовый туризм, инфраструктура, дотации. У нас — сезонный спрос и отсутствие господдержки», — подчеркнули пользователи сети.
Некоторые пользователи также напомнили о базовых рыночных законах.
«Если люди готовы платить 6 тысяч — значит, цена себя оправдывает. Не готовы — пусть бизнес адаптируется», — обратил внимание один из комментаторов.
Скриншот: Threads
Справедливо ли ценообразование
Но основной упрек не только в цене, а в ее несоответствии уровню сервиса. Пользователи сети пожаловались на грязные туалеты, отсутствие парковок, плохую еду и равнодушие со стороны обслуживающего персонала.
«Цены как в Майами, а туалеты как в советском пионерлагере. Вкусной еды нет, отношение к туристам грубое, везде наценки по 50 процентов», «Отдыхать в Казахстане могут позволить себе только богатые. За такие деньги за границей можно отдохнуть и сервис получить. А здесь — плати за воздух», — написали пользователи сети.
Некоторые рассказали и о попытках торговаться.
«Нам сначала предложили за 6 тысяч, сказали, недавно видели за 4. В итоге снизили цену. Значит, наценка изначально заложена приличная», — поделился своим опытом один из туристов.
Скриншот: Threads
Что рассказали в Министерстве туризма и спорта
В Министерстве туризма и спорта прокомментировали ценообразование на развлечения на популярных курортах.
«Формирование цен осуществляется на рыночной основе и зависит от уровня спроса, предложения и сезонности. Цены варьируются от 10 000 тенге в сутки (эконом-класс) до 30 000–40 000 тенге и выше — в зависимости от категории и формата обслуживания. Следует учитывать, что длительность туристического сезона оказывает существенное влияние на структуру ценообразования. Если на популярных зарубежных курортах сезон длится около 8 месяцев, в Казахстане пляжный сезон составляет примерно 3 месяца. Это означает, что в оставшееся время предприниматели продолжают нести расходы на содержание объектов при сниженной загрузке», — объяснили в ведомстве.
В пресс-службе также перечислили, что для обеспечения доступности цен и повышения качества сервиса государством реализуется ряд мер поддержки:
- ведется развитие инженерной и туристской инфраструктуры в приоритетных зонах;
- оказывается поддержка местному бизнесу;
- разрабатываются стандарты качества туристских услуг и инструменты обеспечения прозрачности ценообразования.
- ведется развитие инженерной и туристской инфраструктуры в приоритетных зонах;
- оказывается поддержка местному бизнесу;
- разрабатываются стандарты качества туристских услуг и инструменты обеспечения прозрачности ценообразования.
В ведомстве также рассказали, что на территории Казахстана действуют 19 курортных зон, в которых туристские услуги оказывают 1 778 объектов размещения — это гостиницы, базы отдыха, дома отдыха, пансионаты и хостелы. Отмечается, что все объекты готовы к приему туристов в рамках летнего сезона.
Что дальше
Разгорающаяся дискуссия вокруг цен в Боровом еще раз подняла важный вопрос: как развивать внутренний туризм, чтобы он был доступен и комфортен для казахстанцев? Как отметили пользователи сети, «очевидно, что нужна системная поддержка: дотации, контроль за качеством сервиса, развитие инфраструктуры и понятная ценовая политика».
«Туризм — это не только про заработок в сезон. Это имидж страны. Пока у нас отдых на родине дороже, чем в Египте или Турции, большинство людей будет выбирать зарубежные направления», — отметил один из комментаторов.
Ранее стало известно, почему отдых на Алаколе и Балхаше обходится казахстанцам как заграничный. Своим мнением по этому поводу поделился заместитель председателя правления Kazakh Tourism Даниел Сержанулы. Он отметил, что корень проблемы — в отсутствии достаточной конкуренции на внутреннем туристическом рынке.
По словам Сержанулы, государство предоставляет льготные кредиты, субсидирование и возврат до 10 процентов вложений в строительство объектов, налоговые преференции, при определенных условиях, а также развитие необходимой инфраструктуры: дорог и коммуникаций.
Он добавил, что государство сознательно избегает прямого регулирования, следуя логике «невидимой руки рынка», ведь быстрые административные решения редко дают долгосрочный эффект.