Мы
в соц.
сетях
23-04-25 | 10:56
320 просмотров
Обязательная регистрация мопедов в Казахстане с 2025 года: что нужно знать.
Обязательная регистрация мопедов в Казахстане с 2025 года: что нужно знать

Навигация по статье:

С 5 апреля 2025 года в Казахстане вступили в силу новые правила для владельцев мопедов. Теперь легкие скутеры и мопеды официально приравнены к механическим транспортным средствам, поэтому для их эксплуатации требуются те же документы, что и для автомобилей или мотоциклов.

Какие транспортные средства подлежат регистрации

Обязательной регистрации подлежат все мопеды (скутеры) – то есть двух- или трехколесные транспортные средства с небольшим двигателем. Под эту категорию попадают модели, оснащенные бензиновым двигателем объёмом до 50 куб. см либо электромотором схожей мощности, способные развивать скорость не более 50 км/ч. Ранее такие маломощные скутеры можно было использовать без регистрации и номерных знаков, однако с 2025 года каждый мопед должен быть поставлен на учет в органах полиции. При регистрации владельцу выдаётся государственный регистрационный номер (номерной знак) и техпаспорт на транспортное средство. Несоблюдение этого требования после 5 апреля 2025 года считается нарушением.

Важно отметить, что под новые правила подпадают как бензиновые, так и электрические мопеды, удовлетворяющие указанным характеристикам. Более мощные двухколесные транспортные средства (например, мотоциклы или электроскутеры, разгоняющиеся свыше 50 км/ч) и ранее требовали регистрации и водительских прав категории A, поэтому их статус не изменился. Нововведение же коснулось именно легких мопедов, которые теперь нельзя эксплуатировать без официальной регистрации.

Требования к наличию водительских прав

Соблюдение ПДД для скутераДля управления зарегистрированным мопедом с 2025 года необходимо водительское удостоверение категории A1. Эта категория прав введена специально для малокубатурной мототехники (мопедов и легких мотоциклов). Если у водителя уже есть открытая категория A (мотоциклы) или B (легковые автомобили), то получать отдельную категорию A1 не требуется – наличие любой из этих категорий автоматически дает право управлять мопедом. Однако при отсутствии у вас прав соответствующей категории придется пройти обучение и сдать экзамен на категорию A1.

Таким образом, ездить на скутере или мопеде без водительских прав теперь запрещено. Минимальный возраст для получения категории A1 составляет 16 лет, поэтому несовершеннолетние младше этого возраста не могут законно управлять мопедом на дорогах общего пользования. Экзамен на категорию A1 включает теоретический тест на знание Правил дорожного движения и практический экзамен на площадке (автодроме). Во многих специализированных автошколах страны уже доступны курсы обучения на категорию A1. Если у вас имеется действующее удостоверение категории B, вы освобождаетесь от необходимости сдавать дополнительный экзамен – достаточно иметь при себе свои права категории B, они будут признаваться действительными и для мопеда.

Штрафы за отсутствие регистрации, прав и другие нарушения

С введением обязательной регистрации и категорийности мопедов ужесточилась и ответственность за нарушение новых правил. В КоАП РК (Кодексе об административных правонарушениях) появились следующие санкции для водителей мопедов:

  • Штраф за езду на незарегистрированном мопеде (без номерного знака) – 10 МРП, что составляет 39 320 тенге (на 2025 год). Это наказание грозит тем, кто не поставил свой скутер на учет и продолжает ездить без госномера.
  • Штраф за управление мопедом без соответствующих водительских прав – от 5 до 20 МРП (примерно 19 660 – 78 640 тенге). Размер зависит от характера нарушения: более строго накажут водителя, вообще не имеющего прав нужной категории, либо лишенного права управления. Даже если у вас есть права, но вы забыли их дома, это тоже нарушение, хотя и менее серьезное (минимальный штраф 5 МРП).
  • Штраф за использование поддельного или чужого номерного знака – 15 МРП (около 58 980 тенге). Попытка установить на мопед фальшивый госномер повлечёт серьёзную ответственность.
  • Отсутствие страховки или техосмотра – также является правонарушением. Штраф за езду без обязательного страхового полиса гражданской ответственности обычно составляет 5 МРП (около 20 тыс. тенге). Эксплуатация транспортного средства без пройденного техосмотра также запрещена и может караться штрафом (согласно КоАП за управление транспортным средством с неисправностями или без техосмотра предусмотрены штрафные санкции в размере нескольких МРП).

Помимо денежных штрафов, полиция уполномочена изымать незарегистрированные мопеды. Транспортное средство нарушителя может быть эвакуировано на штрафстоянку до устранения нарушения, а это повлечёт дополнительные расходы за хранение и эвакуацию. Также важно понимать, что с 2025 года мопедисты приравниваются к полноценным водителям: за прочие нарушения ПДД (проезд на красный свет, движение по встречной полосе, поворот в неположенном месте, превышение скорости, вождение в нетрезвом виде и т.д.) им грозят такие же штрафы, как автомобилистам или мотоциклистам. Ранее за подобные проступки водителей мопедов могли лишь оштрафовать как «прочих участников движения» на 2 МРП, но теперь наказания существенно строже. Таким образом, езда на мопеде без номеров, без прав, без страховки или с нарушением правил станет экономически невыгодной и рискованной.

Пошаговая инструкция регистрации мопеда

Техосмотр мопедов в КазахстанеЧтобы легально эксплуатировать скутер, его владелец должен своевременно пройти процедуру регистрации. Рассмотрим по шагам, как зарегистрировать мопед в Казахстане:

  1. Сбор документов. Подготовьте необходимые документы для регистрации. Потребуются удостоверение личности владельца (можно в электронном формате через приложение eGov) и технический документ на мопед – паспорт транспортного средства (если он выдавался при покупке) либо документ с основными техническими характеристиками. Если мопед новый, обычно продавец выдаёт необходимые бумаги. Если же технического паспорта нет, достаточно предоставить сведения о марке, модели, объёме двигателя и году выпуска.
  2. Обращение в спецЦОН. Необходимо явиться в специализированный центр обслуживания населения (спецЦОН) по месту жительства. Именно спецЦОНы занимаются регистрацией транспортных средств. В отделении вам выдадут бланк заявления.
  3. Подача заявления. Заполните заявление на регистрацию мопеда, указав все требуемые данные о владельце и транспортном средстве. Сотрудники ЦОНа проверят ваши документы и примут заявление к рассмотрению.
  4. Технический осмотр мопеда. После подачи документов проводится обязательный осмотр мопеда инспектором. Транспортное средство нужно предъявить на площадке спецЦОНа для сверки идентификационных номеров (рамы, двигателя) и оценки его комплектации. Если у мопеда отсутствует VIN-код или не удаётся определить год выпуска, инспектор присвоит ему идентификационный номер, а годом выпуска в базе укажут год прохождения осмотра. Осмотр также подтверждает исправность основных узлов (рулевого управления, тормозов, светотехники) перед выдачей документов.
  5. Оплата госпошлин. Оплатите установленные государственные пошлины за регистрацию. Размер пошлины невелик и рассчитывается в МРП (месячных расчетных показателях). В 2025 году действуют такие ставки:
    • за регистрацию мопеда – 0,25 МРП (≈ 983 тенге);
    • за выдачу свидетельства о регистрации (техпаспорта) – 1,25 МРП (≈ 4 915 тенге);
    • за выдачу государственного номерного знака – 1,4 МРП (≈ 5 505 тенге).

    Общая сумма расходов на регистрацию составляет около 11 400 тенге. Оплатить пошлины можно прямо на месте через кассу ЦОНа либо заранее онлайн (через интернет-банкинг или приложение государственных услуг).

  6. Получение номеров и документов. После завершения всех процедур вам выдадут свидетельство о регистрации транспортного средства (аналог техпаспорта) и присвоят государственный номерной знак. Номер для мопеда присваивается автоматически через электронную систему, как и для автомобилей, – выбрать особую комбинацию цифр нельзя, выдается следующий по очереди регистрационный знак. Полученный номерной знак необходимо закрепить на мопеде в предусмотренном месте. На этом процесс регистрации завершен: ваш мопед состоит на учете в базе данных, и вы можете законно эксплуатировать его на дорогах.

Стоит подчеркнуть, что все мопеды, приобретенные до вступления закона в силу, не требуют уплаты утилизационного сбора или дополнительных платежей – нужна только стандартная процедура регистрации, описанная выше. Власти предоставили владельцам существующих мопедов достаточный переходный период до апреля 2025 года, чтобы те успели поставить технику на учет. Тем не менее, даже если вы не успели оформить документы до указанной даты, сделать это необходимо как можно скорее, иначе при езде будут применяться штрафы.

Дополнительные требования: техосмотр и страховка

После регистрации мопеда владелец обязан соблюдать и другие требования, распространяющиеся на все механические транспортные средства:

  • Технический осмотр. Мопеды теперь подлежат регулярному техосмотру. Как правило, легковые мото- и мотороллеры должны проходить технический осмотр ежегодно (раз в 12 месяцев) после достижения определенного возраста. Для новых мопедов может действовать льготный период без техосмотра (к примеру, в первые несколько лет эксплуатации), однако по достижении установленного срока проверка технического состояния станет обязательной ежегодно. В ходе техосмотра проверяется исправность тормозной системы, руля, световых приборов, звукового сигнала и других элементов, влияющих на безопасность. Без действующего талона техосмотра эксплуатация мопеда запрещена.
  • Страховой полис. Как и для любого другого транспортного средства, для мопеда требуется оформить полис обязательного страхования гражданско-правовой ответственности владельцев транспортных средств (ОС ГПО, аналог ОСАГО). Это страховка, которая покрывает ущерб, причиненный вами третьим лицам в случае ДТП. Наличие страхового полиса обязательно при выезде на дорогу: если страховки нет, водитель подвергается штрафу, а при попадании в аварию ему придется возмещать ущерб из собственного кармана. Страховой полис на мопед обычно обходится дешевле, чем на автомобиль, в силу небольшого объема двигателя, и оформить его можно в любой страховой компании, предоставляющей услуги автострахования.
  • Соблюдение ПДД. Дополнительно напомним, что водитель мопеда обязан выполнять все правила дорожного движения: ездить в защитном мотошлеме, не выезжать на автомагистрали (если это запрещено для малокубатурной техники), придерживаться скоростного режима, правил маневрирования и т.д. Новые правила не вводят этих требований заново, они уже существовали, но теперь их соблюдение будет тщательнее контролироваться, поскольку у каждого мопеда есть регистрационный номер, и нарушения легко зафиксировать. Таким образом, после регистрации и получения прав мопедист несет ту же ответственность, что и любой другой водитель.

Часто задаваемые вопросы

  1. Какие мопеды нужно регистрировать?Все мопеды и скутеры с двигателем до 50 куб. см (или электромотором аналогичной мощности) и максимальной скоростью до 50 км/ч.
  2. Нужны ли права для управления мопедом?Да, требуется водительское удостоверение категории A1 (либо A или B).
  3. Какой штраф за езду без регистрации?10 МРП (39 320 тенге в 2025 году).
  4. Где можно зарегистрировать мопед?В специализированных ЦОНах (спецЦОН) по месту жительства.
  5. Нужна ли страховка для мопеда?Да, обязателен полис ОС ГПО (аналог ОСАГО).

Новые правила введены не случайно – они нацелены на повышение безопасности дорожного движения. Статистика показывает, что только за 2024 год в Казахстане произошло свыше 1 800 ДТП с участием мопедов, в которых погибло 76 человек и около 2000 получили травмы.

Следите за новостями и обновлениями правил: законодательство может дополняться, но на текущий момент приведенная информация полностью соответствует действующим нормам и требованиям 2025 года. Соблюдая эти правила, вы обезопасите себя и окружающих и избежите штрафных санкций.

ПОДЕЛИТЬСЯ:
Последние новости.
ТРИБУНА.