Мы
в соц.
сетях
22-04-25 | 09:26
100 просмотров
Ужесточение наказания за непропуск скорой помощи в Казахстане (2024–2025).
Ужесточение наказания за непропуск скорой помощи в Казахстане (2024–2025)

Штрафы и новые санкции за непропуск спецтранспорта

В 2025 году штрафы за непропуск машин экстренных служб выросли почти в 3 раза: с 7 до 20 МРП за первое нарушение.

В 2025 году в Казахстане значительно повысились штрафы за непропуск автомобилей экстренных служб (скорая помощь, полиция, пожарная служба и др.) с включенными спецсигналами. Согласно обновленному Кодексу об административных правонарушениях, водителю, не уступившему дорогу машине скорой помощи или полицейскому авто, грозит штраф 20 МРП вместо прежних 7 МРП. В денежном выражении это около 79 тысяч тенге за первое нарушение (при MРП = 3 932 тенге в 2025 году). Если же нарушение совершается повторно в течение года, штраф увеличен до 40 МРП (примерно 158–160 тысяч тенге) вместо прежних 15 МРП.

Помимо денежного взыскания, введено новое наказание – общественные работы. За повторный отказ пропустить машину скорой помощи или патруль полиции нарушителю могут назначить до 20 часов обязательных общественных работ (например, уборка улиц). Эта мера является альтернативой штрафу в 40 МРП, позволяя заменить крупный денежный штраф общественно полезным трудом. Возможность привлечения к общественным работам официально начнет применяться с 1 сентября 2025 года – именно тогда соответствующая поправка вступает в силу (до этого момента основным наказанием остается штраф).

Изменения законодательства 2024–2025

Поправки в КоАП были подписаны Президентом РК 10 января 2025 года и вступили в силу 13 марта 2025 года.

Пересмотр наказаний за непропуск спецтранспорта стал частью пакета поправок в административное законодательство, направленного на усиление ответственности за нарушения ПДД. Поправки в КоАП были подписаны Президентом РК 10 января 2025 года и вступили в силу 13 марта 2025 года. В результате этих изменений ужесточена ответственность по статье 598 КоАП, регулирующей обязанность водителей уступать дорогу транспортным средствам с включенными проблесковыми маячками и сиренами. Штрафы увеличились практически в 3 раза: с 7 до 20 МРП за первое нарушение и с 15 до 40 МРП за повторное. Такая мера призвана повысить дисциплину водителей и подчеркнуть серьезность нарушения. Ранее подобные правонарушения карались относительно небольшими суммами (примерно 24 тыс. тенге), что, по мнению властей, было недостаточно для профилактики. Теперь же значительно возросший штраф должен служить сдерживающим фактором.

Общественные работы за непропуск скорой помощи.Также законодательно введён новый вид наказания – обязательные общественные работы. Эта инициатива была широко обсуждена и в итоге включена в Кодекс как дополнительная опция воздействия на нарушителей правил дорожного движения. Ключевая идея состоит в том, чтобы нарушитель не только понёс финансовую ответственность, но и отработал на благо общества, осознавая опасность своего поступка. Причём общественные работы могут назначаться не только водителям: согласно новым нормам их могут применять и к пешеходам или пользователям самокатов, если их нарушения ПДД привели к ДТП. Таким образом, пакет изменений 2025 года охватывает различные ситуации на дороге, где требуется усилить ответственность участников движения.

Важно отметить, что обсуждения на тему ужесточения наказания за непропуск спецтранспорта велись на фоне резонансных случаев и общей обеспокоенности общества. Сами службы скорой помощи неоднократно привлекали внимание к проблеме: например, в Караганде на машинах скорой размещали надписи «Сегодня не пропустил ты – завтра не успеем к тебе!», пытаясь достучаться до сознания водителей. Подобные акции и публичные дискуссии способствовали тому, что законодатели приняли меры для усиления наказаний. На данный момент все утвержденные изменения вступили или вступают в силу в 2025 году, и дополнительных ужесточений сверх этих норм пока не принято.

Правоприменение и статистика нарушений

В Северо-Казахстанской области за весь 2022 год по данной статье было составлено всего 3 протокола.

Практика применения новых санкций потребует активной работы сотрудников дорожной полиции. Контроль за непропуском спецтранспорта осуществляется, как правило, патрульными экипажами на дорогах и посредством рассмотрения сообщений от бригад скорой помощи. Автоматизированные системы фиксации нарушений (например, комплексы «Сергек») в настоящее время не способны надёжно распознавать факт непропуска спецмашины без участия человека. Напротив, бывает обратная ситуация: водители, уступая дорогу скорой помощи, вынужденно нарушают другие правила (проезд на красный, выезд за стоп-линию), и камера фиксирует это как нарушение. Однако такие случаи разбираются уполномоченными сотрудниками, и штрафы, как правило, отменяются при подтверждении причины. В полиции разъясняют, что если водитель совершил нарушение ради пропуска машины с проблесковыми маячками, постановление о штрафе подлежит отмене по обращению самого водителя с соответствующим заявлением. Таким образом, при добросовестном поведении водителя ему удаётся избежать наказания, если он действовал в интересах пропуска спецтранспорта.

Что касается статистики, официальные данные указывают на то, что случаев привлечения за непропуск скорой помощи фиксируется немного. Например, в Северо-Казахстанской области за весь 2022 год по данной статье было составлено всего 3 протокола. Подобно этому, в других регионах цифры нарушений невелики, что может говорить либо о редкости выявления таких фактов, либо о недостаточности контроля. Тем не менее, сами медики отмечают, что проблема существует: участились ситуации, когда водители игнорируют сирены и маячки спецтранспорта. В Алматы и других крупных городах периодически возникают инциденты, когда автомобили скорой помощи задерживаются из-за заторов и невнимательности водителей, хотя точные цифры нарушений могут не озвучиваться публично.

Для повышения эффективности правоприменения полиция практикует профилактические рейды. Так, в Карагандинской области сотрудники скорой помощи совместно с дорожной полицией проводят специальные операции: имитируют движение машины скорой с включенными сигналами, выезжая на перекрёстки или на полосу встречного движения. Если какой-то водитель не уступает дорогу в такой ситуации, полицейские останавливают его и проводят беседу или оформляют протокол. Основная цель подобных рейдов – предупредить нарушения и донести важность требования, а не только наказать. Такой подход соответствует объявленному МВД курсу на «год профилактики», где акцент делается на предупреждение правонарушений и воспитание уважения к закону.

Важной особенностью казахстанского законодательства является то, что административное наказание за непропуск спецтранспорта ограничивается штрафом или общественными работами. В отличие от некоторых других стран, лишение водительских прав или уголовная ответственность непосредственно за данный проступок пока не предусмотрены. Однако в случаях, когда действия водителя переходят грань административного правонарушения (например, сопровождаются агрессией, созданием аварийной ситуации или нападением на медиков), виновные могут привлекаться и по другим статьям. Так, известен случай в Темиртау, когда водитель не только заблокировал скорую, но и оскорблял медиков – его действия квалифицировали по статье 131 УК РК («Оскорбление»). Если же препятствие работе скорой помощи повлечёт тяжкие последствия, к нарушителю могут быть применены более строгие меры в рамках уголовного законодательства (например, за причинение вреда здоровью по неосторожности и т.д.). В целом, же власти рассчитывают, что новые повышенные штрафы и возможность обязательных работ станут достаточным сдерживающим фактором, и случаев игнорирования спецсигналов на дорогах станет меньше.

Часто задаваемые вопросы

  1. Какой размер штрафа за непропуск скорой помощи в 2025 году?20 МРП (около 79 тыс. тенге) за первое нарушение и 40 МРП (около 158-160 тыс. тенге) за повторное в течение года.
  2. Когда вступают в силу новые правила об общественных работах?1 сентября 2025 года.
  3. Могут ли лишить прав за непропуск спецтранспорта?Нет, в Казахстане за это нарушение предусмотрены только штрафы или общественные работы.
  4. Что делать, если камера зафиксировала нарушение при пропуске скорой?Нужно подать заявление в полицию — такие штрафы отменяются при подтверждении обстоятельств.
  5. Сколько часов общественных работ могут назначить?До 20 часов за повторное нарушение.
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Последние новости.
ТРИБУНА.