«В будущем Казахстан должен превратиться в важный транспортный хаб Евразийского континента. Для этого нужно продолжить развитие железнодорожной инфраструктуры и модернизацию отраслей отечественного машиностроения»
Касым-Жомарт Токаев, Президент Республики Казахстан
Рекордный год для железнодорожного машиностроения
2024 год стал знаковым для казахстанских заводов в сфере железнодорожного машиностроения. Было произведено 124 локомотива, 2 565 грузовых и 122 пассажирских вагона. Этот рост позволил существенно обновить подвижной состав и сократить зависимость от импорта.
Железнодорожный транспорт играет ключевую роль в жизни страны: миллионы пассажиров совершают поездки по Казахстану, а предприятия отрасли обеспечивают занятость, способствуют развитию регионов и повышению экономического потенциала.
Масштабные перевозки
Протяженность железнодорожных путей в Казахстане составляет 21 тысячу километров. В 2024 году по этим маршрутам перевезено около 21 миллиона пассажиров и более 430 миллионов тонн груза.
В течение последних 10 лет в стране обновлено порядка 600 вагонов. Только за 2024 год введены в эксплуатацию 143 новых вагона отечественного производства. Это улучшение сказалось на качестве перевозок по ключевым маршрутам, включая направления «Кызылорда – Семей», «Астана – Кокшетау», «Павлодар – Алматы» и другие.
В 2025 году ожидается поступление еще 226 вагонов, что поможет снизить износ парка с 44% до 38% и обеспечить более комфортные условия для пассажиров. Новые вагоны оборудованы современными системами климат-контроля, улучшенной шумоизоляцией и удобными спальными местами.
Новые рабочие места и инвестиции
Железнодорожное машиностроение играет важную роль в снижении уровня безработицы в стране. В отрасли задействованы 60 отечественных предприятий, где трудится около 8 000 человек. В 2024 году были открыты новые производства в Астане, Костанае и Экибастузе, обеспечившие работой 215 человек.
В ближайшие два года в Казахстане будет реализовано 12 инвестиционных проектов, что позволит создать более 3 000 новых рабочих мест. Средняя зарплата в отрасли уже составляет 440 тысяч тенге, а спрос на квалифицированные кадры растет: необходимо привлечь еще около 3 500 новых специалистов.
Подготовка кадров активно ведется в 39 вузах и 39 колледжах страны.
В 2024 году в железнодорожное машиностроение было вложено 23,2 миллиарда тенге, а объем выпуска подвижного состава увеличился в пять раз. Это позволило открыть новые заводы и снизить зависимость от импортных поставок.
Крупные проекты 2025 года
В 2025 году в Атырауской области начнется производство грузовых вагонов с проектной мощностью 6 000 единиц в год. На реализацию проекта будет привлечено 20 миллиардов тенге, а создано 180 рабочих мест.
Также в этом году в Жамбылской области заработает завод по сервисному обслуживанию локомотивов, который сможет обслуживать до 50 единиц в год.
В Северо-Казахстанской области стартует производство вагон-платформ и пассажирских вагонов, а также второй этап выпуска вагонов-термосов с увеличенной грузоподъемностью для перевозки скоропортящихся грузов.
В Карагандинской области начнется производство колесных пар, а в Атырау будут выпускаться опорные балки локомотивов.
К 2028 году Казахстан наладит выпуск грузовых электровозов нового поколения, которые будут на 40% дешевле в производстве и на 20% эффективнее действующих моделей.
Развитие железнодорожной инфраструктуры
В 2024 году отремонтировано 1 400 километров железнодорожных путей. Ведется строительство еще 1 100 километров новых дорог, включая магистраль «Достык – Мойынты», которая увеличит пропускную способность участка в пять раз и укрепит международный транзит. Алматинская обводная железная дорога позволит снизить нагрузку на региональную ж/д сеть, а строительство дороги «Дарбаза – Мактаарал» обеспечит новые транспортные связи в южных регионах.
Локализация производства
На сегодняшний день локализация производства в железнодорожном машиностроении Казахстана составляет 70%, что позволяет снизить зависимость от внешних поставок. Открытие новых предприятий способствует увеличению выпуска вагонов, локомотивов и комплектующих внутри страны, делая железнодорожный транспорт надежнее и доступнее.
Заключение
Канат Шарлапаев, министр промышленности и строительства РК, отметил:
«Казахстанский железнодорожный сектор бьет рекорды. 124 локомотива, 2 565 грузовых и 122 пассажирских вагона – это не просто цифры. Это рост экономики, новые рабочие места и развитие отечественной промышленности, укрепляющее нашу независимость. Мы строим будущее для всей страны.»
Модернизация железнодорожного транспорта способствует повышению качества жизни казахстанцев: новые поезда обеспечивают комфортные поездки, а новые предприятия создают рабочие места для жителей регионов. Развитие инфраструктуры открывает новые возможности для путешествий, бизнеса и улучшения логистики.