Несомненным залогом успешных полетов является работа метеорологической службы. Именно на данные метеослужбы опираются все звенья, выполняющие работу для успешного совершения взлетов и посадки воздушных суден. О том, какие задачи стоят перед метеослужбой, а также об особенностях подразделения, корреспонденту Arasha.kz рассказала инженер 1 категории метеорологической службы Уральского филиала РГП «Казаэронавигация» Гулнар Ешмухамбетова.
— Гулнар Куанышовна, расскажите какие задачи стоят перед сотрудниками метеорологической службы?
— Основной задачей метеорологической службы является метеорологическое обеспечение полетов воздушных судов гражданской авиации. Метеослужба состоит из трех комплексов и у каждого комплекса свои определенные задачи. Например, комплекс метеорологического обеспечения, то есть синоптики, анализируют аэросиноптический материал и метеорологическую информацию. На основе этих данных составляют прогнозы погоды по аэродромам. Комплекс производства метеорологических наблюдений, то есть техники-наблюдатели осуществляют наблюдение за метеорологическими условиями на аэродроме. Комплекс технического обслуживания метеорологического оборудования обеспечивает эксплуатацию, техническое обслуживание, ремонт метеооборудования.
— Если же говорить об определенных знаниях, какими навыками должны обладать работники, трудящиеся в данном подразделении?
— Все работники метеорологической службы имеют специальное образование. Каждые три года сотрудники обязательно проходят курсы профессиональной переподготовки, а каждые пять лет подтверждают свою компетентность путем аттестации. И техники-наблюдатели, и инженеры-синоптики должны знать синоптические процессы, разбираться в метеорологических явлениях, облачности. Также инженер-синоптик должен уметь читать и обрабатывать аэросиноптический материал. В свою очередь, все специалисты метеорологической службы обладают навыками работы на компьютере, так как вся информация, получаемая извне и передаваемая от нас осуществляется посредством компьютера.
— В чем заключаются особенности вашего подразделения?
— Когда спрашивают про особенности нашей службы, хочется сказать, что без авиационной метеорологии в небе летали бы только птицы. Неразрывными являются цепи: самолет, летчик, диспетчер, метеоусловия. Ни одно звено из этой цепи не важнее другого. Без метеорологических данных ни одно воздушное судно не взлетит и не совершит посадку. Перед вылетом экипаж получает всю метеорологическую информацию по пункту посадки, маршруту, запасным аэродромам. Именно поэтому, наша служба также играет ключевую роль в организации воздушного движения.
— Ничего не стоит на месте, и технические особенности каждой службы меняются из года в год. Насколько технически изменилась Ваша структура за годы работы? И сколько сотрудников работает в вашем филиале?
— За последние годы работа метеорологической службы полностью стала автоматизированной, сегодня метеорологическое наблюдение у нас проходит ежеминутно. Почти все наблюдения проводится с помощью приборов, установленных на взлетной полосе, а данные этих приборов выводятся на внутреннее табло. Таким образом, необходимой информацией обеспечиваются все службы, которые заинтересованы в этих данных. Специалисты имеют все данные по облачности, видимости, давлению, влажности, температуре, то есть у них есть информация о всех параметрах, которые необходимо учитывать в период полетов для того, чтобы выпустить или принять самолеты. При этом техник-наблюдатель следит за корректностью того, что именно фиксирует приборы. Раньше все эти показания техники снимали вручную, обрабатывали и передавали по телефону. Благодаря техническому прогрессу, сегодня работа более автоматизирована и оперативно передается.
Если же говорить о цифрах, то на сегодняшний день, штатное расписание метеорологической службы состоит из 16 человек: начальник метеорологической службы и 15 сменных работников.