Фото из открытых источников.
Депутат мажилиса Наталья Дементьева подвергла критике качество обучения казахскому языку в русскоязычных школах, передает Аrasha.kz со ссылкой на Nur.kz.
Вопрос этот подняла в своем депутатском запросе, адресованном министру образования и науки Асхату Аймагамбетову, депутат мажилиса Наталья Дементьева. Она в прошлом учитель казахского языка и литературы.
«Великий учитель нации Ахмет Байтурсынов говорил: «Народ, потерявший родной язык, обречен на исчезновение«. Все мы знаем, что в свое время казахский язык оказался под угрозой исчезновения. В памяти остались те времена, когда дедушки и внуки говорили на разных языках, а в столице республики Алматы была одна-единственная школа с казахским языком обучения. К счастью, с обретением независимости, мы смогли сохранить наш язык. В послании народу президент Касым-Жомарт Токаев отметил роль казахского языка, как государственного. Он также указал на усиление языка и вероятность того, что в будущем он станет языком межнационального общения. Но для этого всем нам нужно приложить усилия», — считает депутат.
Она отметила, что, если воспитание начинается с рождения, то образование — со школы.
«Каков уровень преподавания государственного языка в школах? Если мы обратим внимание, то увидим, что не все так благополучно. Казахский язык регулярно преподается в русскоязычных школах Казахстана с 1958 года, то есть на протяжении более 60-ти лет. Но, несмотря на это, по сей день не все, кто оканчивает русскоязычные школы, могут свободно говорит на казахском языке. И учителя, и ученики критикуют методы преподавания языка», — пояснила она.
Хотя ежегодно издаются новые учебники, выделяются средства на новые методики и обновление контента на казахском языке.
«Но уровень владения казахским языком среди русскоязычных учащихся все равно низкий. Качество учебников не выдерживает критики, задания очень сложные. Ребенку, у которого не развиты простые разговорные навыки, дается сложные грамматические задания. Не говоря уже о сложных и объемных стихах», — подчеркнула она.
Для решения данной проблемы она предложила, во-первых, разработать методики, которые позволят особое внимание уделять устной речи, в том числе использовать в классе устные задания. Это позволит учащимся свободно говорить на казахском языке и выражать свои мысли на казахском языке, считает Дементьева. Во-вторых, согласовать в учебнике казахского языка задания по произношению, чтению, письму, аудированию. В-третьих, создать языковую среду в каждой школе для свободного владения казахским языком и его полноценного внедрения в повседневную жизнь. В этой связи было бы целесообразно рассмотреть вопрос введения языковой практики Назарбаев Интеллектуальных школ в каждой школе страны.
«Придет время, когда казахский язык станет в Казахстане языком межнационального общения. Но в то же время не нужно искусственно форсировать этот процесс, но шаги к этой цели необходимо предпринимать уже сейчас. И в первую очередь нужно уделить внимание школе. Уважаемый Асхат Канатович, мы считаем, что качеству обучения казахскому языку в русскоязычных школах следует уделять приоритетное внимание», — резюмировала Дементьева.