Мы
в соц.
сетях
28-05-25 | 18:04
510 просмотров
Как развивалась система платных дорог в Казахстане.
Как развивалась система платных дорог в Казахстане

Система платных автомобильных дорог в Казахстане начала формироваться чуть более десяти лет назад. За это время она прошла путь от одного экспериментального участка до разветвлённой сети, охватывающей ключевые направления республиканского значения.

По состоянию на май 2025 года в стране функционируют 25 платных участков общей протяжённостью 4760 километров. Из них:

  • 12 участков I технической категории — общей протяжённостью 2231 км;
  • 13 участков II и III технической категорий — общей протяжённостью 2529 км.

Первый опыт — участок «Астана — Щучинск» (2013)

В 2013 году в пилотном режиме был запущен первый платный участок — дорога «Астана — Щучинск». Это был проект I технической категории, оснащённый элементами современной инфраструктуры. Его запуск позволил протестировать саму модель: взимание платы за проезд в обмен на гарантированное обслуживание, ремонт и развитие дорожного сервиса.

Расширение системы (2019)

Спустя шесть лет, в январе 2019 года, к платной модели подключили сразу три новых участка:
— Астана — Темиртау;
— Алматы — Хоргос;
— Алматы — Конаев.

Таким образом, практика платных дорог начала распространяться на другие загруженные и значимые трассы.

Масштабирование (2021)

В 2021 году система платных дорог расширилась значительно. С 23 ноября платными стали сразу семь участков, включая направления:
— Астана — Павлодар;
— Тараз — Кайнар;
— Шымкент — Кызылорда;
— Шымкент — Тараз;
— Конаев — Талдыкорган;
— Щучинск — Кокшетау и другие.

Эти участки также охватили дороги II и III технических категорий, что позволило применить модель платного содержания и на менее загруженных направлениях.

Последние этапы расширения (2023 — 2025)

С октября 2023 года начался новый этап — поэтапное включение в систему ещё 13 участков. Среди них:
— Павлодар — Калбатау;
— Павлодар — Омск;
— Бейнеу — Акжигит;
— Уральск — Самара, Уральск — Саратов;
— Костанай — Троицк, Костанай — Денисовка;
— Кызылорда — Аральск;
— Актобе — Оренбург;
— Балхаш — Бурылбайтал;
— Шу — Бурылбайтал;
— Обход г. Тараз;
— Кандыагаш — Макат.

Большинство из этих участков начали работу на платной основе в течение 2024 — 2025 годов.

Практическое значение платной модели

Переход части автодорог на платную основу преследует несколько целей:

  • Гарантированное финансирование на содержание и ремонт участков;
  • Снижение нагрузки на госбюджет за счёт привлечения средств пользователей;
  • Повышение уровня безопасности и качества проезжей части;
  • Развитие сервисной инфраструктуры вдоль трасс.

С 2013 года Казахстан пошагово внедряет систему платных дорог. За счёт поэтапного подхода удалось протестировать разные форматы и определить приоритетные направления.

«Сегодня платные участки стали устойчивой частью дорожной системы страны, с долгосрочным потенциалом для развития транзитных маршрутов и повышения эксплуатационного уровня дорог», — отметили в «КазАвтоЖол».

ПОДЕЛИТЬСЯ:
Последние новости.
ТРИБУНА.