С 2021 года в Казахстане действует система всеобщего декларирования. Она предусматривает, что каждый гражданин должен сообщить о своих активах и доходах. При этом декларирование проходит в несколько этапов, в зависимости от категории налогоплательщиков. Расскажем, как правильно заполнить декларацию и когда ее сдавать.
Кто и когда должен декларировать?
Декларирование началось с госслужащих и лиц, приравненных к ним, а также их супругов. Они должны были подать декларацию в 2021 году. “Первыми пошли наиболее подготовленные, решили начать с них. Госслужащие и раньше сдавали декларацию, только форма была другая. Порядка 580 тыс. человек”, – рассказала главный эксперт Управления всеобщего декларирования и администрирования доходов физических лиц КГД МФ РК Гульден Хасенова.
Следующими по списку были работники госучреждений и квазигоссектора. Их число превысило 2 млн человек. Они должны были декларировать свои доходы и имущество с 1 января 2023 года.
С 1 января 2024 года декларирование коснется предпринимателей. Это касается руководителей, учредителей (участников) юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также их супругов. “Здесь важно еще отметить, что даже если юридическое лицо бездействующее, приостановило свою деятельность, декларацию необходимо сдавать в любом случае. Даже если вы когда-то очень давно открыли, допустим, ТОО и забыли о нем, все равно”, – подчеркнула представитель Комитета государственных доходов.
Однако управленцы представительств и филиалов пока не обязаны декларировать свои доходы и имущество, так как по Гражданскому кодексу они не являются юридическими лицами.
И, наконец, с 2025 года декларирование станет обязательным для всех остальных граждан Казахстана, достигших совершеннолетия. Это включает в себя студентов, пенсионеров, самозанятых, домохозяек и т.д.
Какую форму заполнить?
Для декларирования необходимо заполнить две формы: 250.00 и 260.00. Форма 250.00 – это декларация об активах и обязательствах. В ней нужно указать все имущество и долги, которые имелись на момент подачи декларации по состоянию на 31 декабря предыдущего года.
“Если вы там указываете какие-то сведения – наличные, зарубежные счета, яхты, виллы – никто не будет спрашивать происхождение этого имущества или средств”, – заверила Гульден Хасенова.
Однако не все активы нужно декларировать. Например, жилье или автомобили, зарегистрированные в Казахстане, комитет может получить из других источников. Больше интереса вызывает имущество, земля, транспорт и счета в иностранных банках. А также договоры о долевом строительстве, объекты интеллектуальной собственности, ценные бумаги и драгоценности. Подробнее о том, что нужно и что не нужно декларировать, можно прочитать в статье 631 Налогового кодекса.
Форма 250.00 подается один раз, если не произошли существенные изменения в статусе налогоплательщика. Например, если он стал госслужащим или акционером.
Форма 260.00 – это декларация о доходах и расходах. В ней нужно указать все доходы, полученные в течение года, а также расходы, связанные с их получением. Это могут быть зарплата, пенсия, стипендия, дивиденды, арендные платежи, подарки, наследство и т.д. А также расходы на образование, лечение, ипотеку, благотворительность и т.д.
Форма 260.00 подается ежегодно, до 31 марта следующего за отчетным года.
Как подать декларацию?
Декларацию можно подать в электронном виде через портал электронного правительства или личный кабинет налогоплательщика. Для этого нужно иметь ЭЦП или учетную запись на портале. Также можно подать декларацию в бумажном виде в налоговом органе по месту жительства или регистрации.
Подробнее о том, как заполнить и подать декларацию, можно узнать на сайте Комитета государственных доходов или по телефону 1414.
-
18.12.2024
-
18.12.2024
-
18.12.2024
-
18.12.2024
-
18.12.2024
-
18.12.2024
-
17.12.2024
-
17.12.2024
-
17.12.2024