Карикатура: Мурат Дильманов.
В народе говорят, что у гроба карманов нет и на тот свет накопленное не утащишь. Однако опыт предсмертных конвульсий национального холдинга «КазАгро», похоже, доказывает нам обратное, пишет Spik.kz.
Официальные «похороны» «КазАгро» намечены на март. Учитывая неэффективность и убыточность структуры, это событие можно назвать долгожданным. На наших глазах «КазАгро» сольется в последнем в своей жизни экстазе с другим национальным холдингом – «Байтереком», в результате чего на свет должен появиться совершенно новый институт развития, «отвечающий требованиям и задачам текущего времени». Именно об этом в своем сентябрьском Послании недвусмысленно заявлял Касым-Жомарт Токаев.
Но перед тем как испустить последний вздох, холдинг решил гульнуть. Видимо, памятуя о том, что, если помирать, так обязательно с музыкой, он резвится на славу.
Несмотря на занесенный над его головой топор палача, «КазАгро», как и прежде, предпочитает жить на широкую ногу, ничуть не беспокоясь о том, что его траты снова могут быть расценены как неэффективные, если не сказать – аморальные. Впрочем, ограничимся исключительно фактами.
Совсем недавно холдинг закупил услуги по аутстаффингу персонала. Предварительно оговорив, что в случае своей реорганизации он за пять дней до «часа икс» расторгнет действующий договор, холдинг набрал водителей, охранников, переводчиков, делопроизводителей, пиарщиков, айтишников, бухгалтеров и прочий персонал, который, как указывается в технической спецификации, способен «качественно осуществлять возложенные на АО «Холдинг «КазАгро» функции». Цена вопроса – 96,2 миллиона тенге. Аналогичное объявление о привлечении работников со стороны уже было размещено холдингом ранее. Их услуги оценивались еще в 19,2 миллиона тенге.
Судя по плану государственных закупок, в этом году «КазАгро» намерен потратить 10,7 миллиона тенге на имиджевые материалы. А на страхование своих работников на случай болезни, что предусматривает возможность посещения ими сети частных и государственных лечебных учреждений в городе Нур-Султане и других населенных пунктах Казахстана для получения качественных медицинских услуг, в том числе и стоматологических, – 19,2 миллиона тенге.
Аналогичная ситуация и у «дочек» «КазАгро». После зубодробильной критики, прозвучавшей из уст президента два года назад, из семи дочерних организаций «КазАгро» в живых остались только три, которые едят за семерых.
13 миллионов тенге собирается потратить в этом году на услуги по связям с общественностью «дочка» холдинга – АО «Аграрная кредитная корпорация». И это, конечно же, «цветочки». 16 февраля АКК разместила объявление о закупке услуг аренды автотранспорта для нужд центрального аппарата. Стоимость лота – 40,3 миллиона тенге. 18 февраля компания заявила о намерении нанять на условиях аутсорсинга персонал. Привлечение сотрудников только в центральный аппарат обойдется в 61,2 миллиона тенге. Соответственно, наверное, сложилась и стоимость канцелярских товаров для центра – свыше 7,5 миллиона тенге (в то время как ручки и бумага для региональных филиалов обходятся в разы дешевле – от нескольких сотен тысяч до 2 миллионов тенге).
В прошлом же году (уже после объявления об операции по слиянию и поглощению) АКК организовала пресс-тур и блогер-тур, потратив на эти цели 10 миллионов тенге, а также заказала на аналогичную сумму изготовление рекламных видеороликов о себе любимой. Зачем и для чего, если все уже было предрешено – вопрос, как говорится, на засыпку.
АО «КазАгроФинанс» буквально на днях закупило 30 ноутбуков (около 6 миллионов тенге), взяло в аренду автомобиль с водителем для председателя совета директоров (7,8 миллиона тенге). В конце прошлого года АО купило автомобиль повышенной проходимости за 5,9 миллиона тенге, а в ближайшей перспективе планирует потратить 12,5 миллиона тенге на покупку 100 сканеров и более 2 миллионов – на цифровые фотоаппараты и видеокамеры. Судя по плану государственных закупок, более 10 миллионов тенге КАФ намерен потратить на услуги по обучению своих сотрудников, еще 23,8 миллиона – на их страхование на случай болезни. На брифинги, конференции и прочие мероприятия компания заложила 12,7 миллиона тенге, на консультационные услуги – около 50 миллионов. Реклама в СМИ обойдется «дочке» «КазАгро» в 14 миллионов тенге, еще около 7 миллионов уйдет на имиджевые материалы.
АО «Фонд финансовой поддержки сельского хозяйства» 15 февраля разместил объявление о закупке услуг по подготовке и размещению информационно-разъяснительных материалов в печатных изданиях. На эти цели фонд намеревается потратить 8,1 миллиона тенге. Для радиоканалов и информагентств такая услуга уже закуплена. Обошлась она в 7,3 и 5,7 миллиона тенге соответственно. Но и это далеко не все.
На производство фильмов и роликов о деятельности общества у фонда отложена «заначка» в 2,9 миллиона тенге. Для работы с республиканскими телеканалами предусмотрено свыше 23 миллионов тенге, на услуги по созданию и размещению цикла видеопрограмм для социальных сетей – 13,2 миллиона тенге, еще 2 миллиона – на пресс-туры.
В январе компания приобрела мультимедийный проектор (1,1 миллиона тенге), теперь выразила желание приобрести высокопроизводительные ноутбуки (12 штук по 742 тысячи тенге) и компьютеры (14 штук по 855 тысяч тенге). На март у фонда запланирована покупка системы видеоконференцсвязи за 63,1 миллиона тенге.
Как говорится, комментарии излишни. Единственное, что хотелось бы подчеркнуть: эта «агония» происходит на фоне заявления «Байтерека» о том, что совет директоров холдинга уже вынес на рассмотрение единственного акционера вопрос присоединения к нему «КазАгро» и даже разместил на фондовой бирже акции в счет оплаты приобретаемого стопроцентного пакета акций «КазАгро».
И еще: все происходящее уж точно никак не укладывается в прокрустово ложе поручений президента о неизбежной трансформации национальных операторов с непременным сокращением их штатов и расходов.
Автор: Асель Омирбек.