- История проекта
- На каком этапе проект сейчас
- Где пройдёт новая трасса
- Что тормозит строительство
- ЧаВо
История проекта
Проект строительства короткой дороги между Алматы и Чолпон-Атой обсуждается уже не первый год. Цель — сократить нынешний маршрут в 485 км, проходящий через Бишкек, до 70–80 км. Эта трасса должна значительно упростить путь к озеру Иссык-Куль — одному из любимых направлений для казахстанских туристов.
На каком этапе проект сейчас
На 1 апреля 2025 года проект все еще находится на стадии разработки технико-экономического обоснования (ТЭО). Этим занимается Азиатский банк развития, предоставивший Казахстану и Кыргызстану грант на подготовку документации.
«Работы по ТЭО — это фундамент любого большого инфраструктурного проекта. Сейчас важно просчитать все риски и выгоды», — отметили в Министерстве транспорта.
Где пройдёт новая трасса
Предполагаемый маршрут начнётся от Алматы, пройдет через Узынагаш, затем по территории Казахстана и выйдет в Кечи-Кемин в Кыргызстане. Общая протяжённость — около 80 км, из которых только 6 км придётся на киргизскую сторону.
Что тормозит строительство
Несмотря на интерес со стороны обеих стран, проект буксует из-за юридических и технических нюансов. Сейчас обсуждаются механизмы государственно-частного партнёрства и схема финансирования.
Кроме того, необходимо провести экологическую экспертизу, согласование с международными организациями и учесть интересы местных сообществ.
Ответы на часто задаваемые вопросы (ЧаВо)
- Когда начнется строительство новой трассы?
После завершения технико-экономического обоснования — ориентировочно в 2027 году. - На сколько километров сократится путь до Иссык-Куля?
С 485 км до примерно 80 км. - Кто финансирует проект?
Проработка идет с участием Азиатского банка развития и инвесторов по схеме ГЧП. - Почему так долго?
Проект требует согласования между двумя странами и прохождения множества процедур. - Будет ли дорога платной?
Этот вопрос еще обсуждается и будет решён после ТЭО.