В апреле–мае 2025 года Управление пассажирского транспорта и автомобильных дорог Актюбинской области, возглавляемое Кайером Айбеком Мергенбаевичем, провело два тендера на общую сумму более 4,3 млрд тенге на средний ремонт дороги областного значения KD-3 «Шубаркудык–Уил–Кобда–Соль-Илецк». Победителем в обоих лотах стала одна и та же компания — ТОО «BERTYS CONSTRUCTION» из Астаны.
Два тендера, один участник — никаких сомнений?
- Лот 73949341-ОК3 — 2 156 950 553 ₸
- Лот 77636125-ОК3 — 2 215 627 929 ₸
В обоих конкурсах участвовала только одна компания, безо всякой конкуренции. И именно она получила оба контракта — при полном совпадении сумм с планом.
Что настораживает: ТОО «BERTYS CONSTRUCTION» по официальному ОКЭД занимается вовсе не дорогами, а строительством водопроводов и канализаций. А теперь — подряды на ремонт трассы регионального значения.
Кто такой Надыров Жанболат — и при чём тут Нурали Алиев?

Руководит этой «везучей» компанией Надыров Жанболат Уракович — бывший председатель правления АО «Транстелеком», до этого — зампред того же холдинга. Именно в этот период «Транстелеком» связывали с внуком экс-президента Назарбаева — Нурали Алиевым, который входил в совет директоров и активно контролировал телеком-активы.
Надыров работал также в АО «Нурбанк», банке, который напрямую контролировался семьёй Назарбаева. Его брат — Надыров Нуркен — возглавлял дочернюю структуру АО «Астана-финанс», фигурирующего в деле LRT в Астане.
Подрядчик с многостаночным прошлым
Сегодня Надыров связан сразу с целым рядом компаний в самых разных сферах — от добычи руд до недвижимости и сельского хозяйства. Учредителем «BERTYS CONSTRUCTION» выступает ТОО «КАСПИАН ИНВЕСТ ГРУПП», где соучредители — сам Надыров и Алихан Адамбектегі. Также он участвует в структурах:
- «Zere Invest Holding»
- «Цинкум»
- «A-Commercial Buildings»
- «Орда Group»
- «Granum-А», «Granate Company»
- «Smart Marketing Solutions», «A-FORMAT MEDIA»
- «Biosphere-fish» и других
Такое количество разноформатных бизнесов вызывает вопрос: «BERTYS» — это реальный подрядчик или просто прокси-платформа для освоения бюджетов?
Тендеры без конкуренции — это норма?
Формально тендеры прошли по закону. Но фактически — мы видим всё ту же схему: крупные бюджеты оседают у компаний, связанных с бывшими элитами, без участия конкурентов. При этом профиль деятельности компаний вызывает сомнение — ни в опыте, ни в техническом профиле «BERTYS» нет уверенности, что они вообще занимаются дорогами.
Аким Актюбинской области Шахаров Асхат Берлешевич пока не прокомментировал, почему такие сомнительные закупки допускаются под его руководством и почему поддерживает «Старый Казахстан».
Что важно:
- Контракты на миллиарды получают аффилированные лица с прошлым в окружении Нурали Алиева
- Конкуренции нет — один участник, один победитель
- У подрядчика нет профильной лицензии на дорожные работы
- Акимат молчит, а деньги — уходят