Мы
в соц.
сетях
04-06-25 | 09:10
260 просмотров
Шымкент: бюджет на стационары, а не на соцподдержку.
Шымкент: бюджет на стационары, а не на соцподдержку

В I квартале 2025 года Шымкент израсходовал почти 50 млрд тенге на сферу здравоохранения и социальной защиты. Однако детальный анализ структуры расходов и сравнительный обзор с Астаной и Алматы демонстрируют тревожную ситуацию: большинство средств уходит на стационарное лечение, тогда как амбулаторные, профилактические и социальные услуги — на периферии внимания.

Сравнение с Астаной и Алматы

ПоказательШымкентАлматыАстана
Общий объём услуг (млрд тг)49,6139,2117,1
Из них на стационары (млрд тг)25,660,748,3
Доля стационаров в общем объёме51,6%43,6%41,2%
Соцуслуги с проживанием (млрд тг)1,665,054,79
Средняя цена на одного пациента (1 кв.)~41 300 тг~66 200 тг~63 800 тг

Шымкент — третий мегаполис страны — вдвое отстаёт от Астаны и Алматы по общему уровню финансирования, а при этом направляет наибольшую долю именно в стационары. Такой перекос создаёт риск хронического недофинансирования системы профилактики и социальной поддержки.

Почему всё уходит в больницы?

Из 47,7 млрд тенге, потраченных на здравоохранение, более 25,6 млрд тг направлены в стационары:

  • Хирургия: 3,5 млрд тг
  • Роддома: 2,7 млрд тг
  • Психиатрия: 1,8 млрд тг
  • Реабилитация: менее 800 млн тг

На этом фоне услуги:

  • лабораторной диагностики,
  • амбулаторной терапии,
  • медсестёр,
  • дневных стационаров —
    финансируются на уровне менее 1 млрд тенге каждая.

Социальные программы также финансируются по остаточному принципу — менее 3,5% от общего бюджета, несмотря на рост числа пожилых, инвалидов и других уязвимых категорий.

Кто платит?

  • Государственный бюджет — 26,4 млрд тг
  • ФСМС (обязательное медстрахование) — 9,8 млрд тг
  • Расходы населения — 7,1 млрд тг
  • Средства предприятий — 6,3 млрд тг

На долю частных источников приходится около 27%, однако приоритеты в распределении определяет государство, и они очевидно не сбалансированы.

Где телемедицина, реабилитация, профилактика?

Несмотря на заявления о цифровизации и реформах, реального финансирования для телемедицины, амбулаторной диагностики, соцпомощи на дому или психосоциальной поддержки нет. Зато продолжают работать схемы закупок, где один поставщик получает десятки миллионов при отсутствии конкуренции.

Закупки — ещё один симптом

Как ранее показал Arasha.kz, закупки Управления занятости и социальной защиты Шымкента сопровождались:

  • завышенными ценами (например, 140 428 тенге за одну путёвку в санаторий),
  • избыточными техническими условиями (душ Шарко, бювет, лицензии по курортологии, планы эвакуации, сертификаты на текстиль и мебель),
  • отсутствием конкуренции (один участник в многомиллионных тендерах),
  • повторяющимися участниками, среди которых чередуются «Элит-Сервис Plus», «Күлпаршын», «Денсаулык».

Формально процедуры соблюдаются, но реальной конкуренции, экономии и прозрачности не наблюдается.

Политическая ответственность и запрос к органам

Руководство города Шымкента, в первую очередь аким Габит Сыздыкбеков, несёт ответственность за стратегию в сфере медицины и социальной защиты. Бюджет не может распределяться без учёта эффективности, справедливости и реальных нужд населения.

На этом фоне вызывает обеспокоенность не только структура расходов, но и характер госзакупок, формирующий закрытую и неустойчивую модель управления.

ПОДЕЛИТЬСЯ:
Последние новости.
ТРИБУНА.