Мы
в соц.
сетях
05-05-25 | 08:00
160 просмотров
Один адрес — два участника: как в Астане разыграли тендер на 294 млн тенге.
Один адрес — два участника: как в Астане разыграли тендер на 294 млн тенге

🚨 Почти 300 миллионов тенге — без реальной конкуренции?

В Астане завершилась крупная государственная закупка: 5 специальных автотранспортных средств для нужд транспортного контроля обошлись бюджету в 294 миллиона тенге. Но анализ итогового протокола тендера №14259513-ОК1 выявил целый ряд тревожных признаков, указывающих на возможную имитацию конкуренции, завышенные расценки и управляемую закупку.

🔧 Предмет закупки

  • Заказчик: Управление транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры г. Астаны
  • Руководитель: Карагойшин Асхат Жиенбаевич
  • Объект: специальные фургоны для дорожного контроля
  • Цена за 1 единицу: 58 821 214 ₸
  • Количество: 5 единиц
  • Общая сумма: 294 106 071 ₸

🧬 Влияние связей: семейная вертикаль

Карагойшин Асхат Жиенбаевич — не просто чиновник, он представляет влиятельную административную династию:

  • Дядя Карагойшина Рустама Тимуровича, председателя правления АО НУХ «Байтерек», одного из крупнейших национальных холдингов страны.
  • Брат Карагойшина Тимура Джиенбаевича, генерального директора РГП «Госэкспертиза», ключевого института в оценке и согласовании проектной документации.

📌 Эти связи ставят под сомнение независимость управленческих решений и могут указывать на использование административного ресурса при распределении подрядов и допуске участников к тендерам.

❗ Факторы, вызывающие сомнения

1. Завышенная цена

На рынке Казахстана аналогичная техника, например Ford Transit L2H2, с полной комплектацией стоит от 21 до 30 млн ₸. Даже с учётом установки оборудования (видеокамеры, инвертор, мебель, панели и др.) итоговая стоимость редко превышает 40–45 млн ₸.

💰 Разница в 13–18 млн ₸ за единицу — либо избыточная комплектация, либо завышенная смета.

2. Отклонение выгодных заявок по формальным основаниям

Из 4 заявок:

  • 2 отклонены: «Simple Solutions» и «Kazakhstan Prime Innovation»
  • Причина — несоответствие температуры эксплуатации оборудования на 5°C или влажности на 5%
  • При этом заявка «Simple Solutions» была дешевле на 600 тыс. ₸ за единицу.

📉 Итог: отсеяна наиболее выгодная заявка, а победитель предложил наивысшую цену.

3. Формальная конкуренция между аффилированными компаниями

В закупке победили:

  • ТОО «TRUCK CENTER» — победитель
  • ТОО «АвтоТех MOTORS» — второе место

📌 Обе компании:

  • Зарегистрированы в г. Актобе
  • Имеют одинаковый юридический адрес: ул. Айтеке би, 11
  • Предложили почти идентичные цены
  • Имеют схожие профили и не указали сайт или дифференцирующие характеристики

🎯 Это типичная схема «двойников», где один участник побеждает, второй создаёт видимость конкурса.

4. Подозрительная работа комиссии

Решение принимала комиссия из 3 человек во главе с замруководителя управления транспорта Жандосом Даулетовым. Все трое использовали одинаковую формулировку при отклонении неугодных заявок — без намёка на индивидуальную оценку.

📌 Это может указывать на предвзятый подход или заранее согласованный сценарий.

📉 Проблемы и риски

ПроблемаПоследствия
Одинаковая цена допущенных заявокОтсутствие ценовой конкуренции
Массовое отклонение по малозначительным признакамПризнак управляемого тендера
Побеждает не самая выгодная заявкаПотенциальные убытки бюджету
Аффилированность участниковРиски коррупции и конфликта интересов

⚠️ Закупка по шаблону?

Такие закупки подрывают доверие к системе госзакупок. Несмотря на декларируемую цифровизацию и прозрачность, всё ещё наблюдается ручное управление тендерами, где победитель известен заранее, а реальная экономия для бюджета — лишь на бумаге.

🧾 Компании-клоны и безответственность

Закупка на 294 млн ₸ — это не просто цифра. Это показатель того, что конкуренция в госзакупках Астаны часто остаётся декларацией, а не реальностью. Когда подрядчики с одним адресом получают сотни миллионов, а выгодные предложения отклоняются, возникает вопрос: кто действительно контролирует эти процессы?

Асхат Карагойшин, как глава этого управления, обязан нести публичную и профессиональную ответственность за логику проведения подобных тендеров. В противном случае любое обещание о прозрачности превращается в фикцию.

🛑 Вывод

Закупка фургонов для дорожного контроля — это не просто история о 294 миллионах тенге. Это кейс о том, как семейные связи, отсутствие конкуренции и формальный подход превращают систему госзакупок в сценарий с заранее известным финалом.

📌 Пора задать прямой вопрос: будут ли реагировать антикоррупционные органы и Счетный комитет на закупки, где на кону десятки миллионов и связи простираются до вершины госаппарата?

📚 Также рекомендуем прочитать:

ПОДЕЛИТЬСЯ:
Последние новости.
ТРИБУНА.