В декабре 2019 года в Казахстане был принят Закон «О статусе педагога», который предполагал улучшение условий труда для учителей, включая повышение заработной платы, сокращение учебной нагрузки и увеличение продолжительности трудового отпуска до 56 дней. Однако, несмотря на все эти положительные изменения, дефицит педагогов в школах все еще остается актуальной проблемой. Давайте разберемся, почему молодые преподаватели не стремятся работать в школах, даже при наличии таких заманчивых условий.
Ситуация с дефицитом учителей
Согласно данным Министерства просвещения, в Казахстане трудятся более 550 тысяч педагогов различных образовательных уровней. Из них около 350 тысяч работают в школах. Тем не менее, дефицит специалистов по математике, физике, английскому и русскому языкам остается значительным. Около трех тысяч учителей не хватает для полного укомплектования школьных штатов.
Привлечение педагогических кадров
Министерство просвещения принимает меры по привлечению высококвалифицированных педагогов в регионы с нехваткой специалистов. Выделяются средства на обучение по государственным образовательным грантам, а также реализуется проект «Боковой вход в профессию», в рамках которого специалисты из других сфер проходят переподготовку для работы в школах. Ожидается, что в этом году выпуск 48 886 педагогических специалистов из вузов и 20 081 из учебных заведений технического и профессионального образования поможет закрыть существующий дефицит кадров.
Повышение заработной платы и социальных льгот
Зарплата педагогов государственных образовательных организаций исчисляется в зависимости от учебной нагрузки, уровня квалификации и стажа. С 2019 года зарплата учителей была увеличена в два раза, последнее повышение на 25% произошло в январе 2023 года. На сегодняшний день средняя заработная плата учителя составляет 393 000 тенге. Кроме того, предусмотрены доплаты за наставничество, наличие степени магистра и проверку тетрадей.
Программа «С дипломом в село»
Одной из мер поддержки педагогов является программа «С дипломом в село», которая предусматривает предоставление подъемного пособия и льготного кредита для приобретения или строительства жилья. Это позволяет молодым специалистам начать карьеру в сельских школах и способствует сокращению дефицита учителей в отдаленных регионах.
Причины нежелания работать в школах
Несмотря на улучшенные условия труда, многие учителя не хотят работать в школах. Основными причинами этого являются высокая нагрузка по работе с документацией, постоянная суета и конфликты с учениками и их родителями. Учитель математики Юлия Гринькова, которая успела поработать в четырех разных школах, отмечает, что атмосфера в школе сильно отличается от частных образовательных центров, где меньше бюрократии и больше спокойствия.
Сложности в работе с учениками и их родителями
В современных школах учителям приходится сталкиваться с хамством и неуважением со стороны учеников. Родители часто защищают своих детей, даже если те нарушают школьные правила, что приводит к конфликтам и создает дополнительный стресс для педагогов. По словам Юлии Гриньковой, работа в частном образовательном центре гораздо спокойнее и менее напряженная.
Документация и бюрократия
Одна из наиболее раздражающих аспектов работы в школе – это необходимость вести большое количество документации. Учителя вынуждены тратить значительное время на заполнение различных форм и отчетов, что отвлекает от непосредственного обучения и работы с учениками. Это одна из причин, по которой многие педагоги предпочитают работать в частных образовательных учреждениях.
Влияние повышения квалификации
Несмотря на хорошие условия труда и высокую заработную плату, необходимость постоянного повышения квалификации и прохождения курсов также может быть отталкивающим фактором для учителей. Тем не менее, для многих это является возможностью профессионального роста и получения дополнительных льгот и привилегий.
Заключение
Высокая зарплата, продолжительный отпуск и различные социальные льготы создают благоприятные условия для работы учителей в Казахстане. Однако, проблемы, связанные с нагрузкой по документации, конфликты с учениками и их родителями, а также необходимость постоянного повышения квалификации, делают эту профессию менее привлекательной для молодых специалистов. Необходимо искать новые подходы и решения для улучшения условий труда педагогов и привлечения их к работе в школах.
FAQ
Почему в Казахстане все еще наблюдается дефицит учителей, несмотря на улучшенные условия труда? Основные причины включают высокую нагрузку по документации, конфликты с учениками и их родителями, а также необходимость постоянного повышения квалификации.
Какие меры принимаются для привлечения учителей в регионы с нехваткой специалистов? Министерство просвещения выделяет средства на обучение по государственным грантам и реализует проект «Боковой вход в профессию» для переподготовки специалистов из других сфер.
Каковы средние заработные платы учителей в Казахстане? Средняя заработная плата учителя в Казахстане составляет 393 000 тенге, что в два раза больше, чем в 2019 году. Также предусмотрены различные доплаты за наставничество и проверку тетрадей.
Что такое программа «С дипломом в село»? Программа «С дипломом в село» предоставляет молодым педагогам подъемное пособие и льготный кредит для приобретения или строительства жилья, способствуя привлечению специалистов в сельские школы.
Почему учителя предпочитают работать в частных образовательных центрах? Частные образовательные центры предлагают более спокойную рабочую атмосферу, меньшую нагрузку по документации и меньше конфликтов с учениками и их родителями.
Каковы перспективы карьерного роста для учителей в Казахстане? Учителя могут повышать свою квалификацию и получать дополнительные льготы и привилегии, такие как доплаты за наличие степени магистра или доктора наук, что способствует профессиональному росту.е
Для решения проблемы дефицита учителей в Казахстане необходимо продолжать работу по улучшению условий труда, снижению нагрузки по документации и повышению профессиональной поддержки педагогов. Только комплексный подход позволит создать благоприятные условия для работы учителей и привлечь новых специалистов в образовательную систему.