23-02-21 |
2700 просмотров
Следует ли ждать от Келимбетова реформ?.
Следует ли ждать от Келимбетова реформ?

Карикатура: Мурат Дильманов.

Одним из феноменов прошлого года в Казахстане стало возвращение Кайрата Келимбетова на политическую авансцену. И даже больше: превращение его из управленца, успешно провалившего все порученные ему задания, в деятеля, который будет пролагать стране путь в светлое будущее. Ведь иначе оценить его назначение председателем Агентства РК по стратегическому планированию и реформам (АСПИР) никак нельзя, пишет Kz.expert.

Келимбетов – одна из самых неоднозначных, если не сказать скандальных фигур в нынешней власти.

Например, в его написанной крупными мазками биографии на официальном сайте АСПИР нет ни слова о том, что он был, наряду с Мухтаром Аблязовым и Галымжаном Жакияновым, одним из учредителей общественного движения «Демократический выбор Казахстана». Но затем откололся от них вместе с другими создателями Демократической партии Казахстана «Ак Жол». После чего осознал свою политическую ошибку, припал к ногам Нурсултана Назарбаева, был им прощен, и затем многократно получал высокие государственные должности и покидал их при печальных обстоятельствах.

Судя по тому, что факт участия в первом «Демократическом выборе Казахстана» отсутствует и в других вариантах биографии Кайрата Келимбетова, он предпринял специальные усилия, чтобы об этой его ошибке забыли. Поэтому желающим анализировать жизненный путь нового «штурмана» Акорды мы рекомендуем пользоваться минимум несколькими источниками, в том числе и Википедией.

Тот факт, что президент РК Касым-Жомарт Токаев назначил Кайрата Келимбетова председателем Агентства РК по стратегическому планированию и реформам, а Нурсултан Назарбаев как минимум не стал против этого возражать, означает то, что политическая опала, которой подвергся Келимбетов после девальваций национальной валюты, закончилась.

Однако то, что именно Кайрат Келимбетов возглавлял Национальный банк РК в период, когда Акорда по политическим резонам изо всех сил пыталась удержать обменный курс тенге, потратив на это гигантскую сумму валюты, в том числе из резервов регулятора и средств Национального фонда, не может быть проигнорирован.

Более того, этот факт, как и некоторые другие, заставляет сильно сомневаться не только и не столько в профессиональности главы АСПИР как макроэкономиста и топ-менеджера, сколько в наличии у него политической смелости говорить правду в лицо начальству и отстаивать свои взгляды.

Мы вполне допускаем, что елбасы не забыл своего негодования по поводу бесполезной траты валюты на поддержание курса тенге, но простил Келимбетова и позволил своему преемнику назначить его на высокую госдолжность только потому, что нет других кандидатов, готовых взяться за столь сложную (и, по нашей оценке, нерешаемую) задачу как кардинальное реформирование национальной экономики и поднятие ее до уровня развитых государств мира без кардинального реформирования политической системы.

В связи с этим нам интересно, понимает ли это глава АСПИР?

Скорее всего, понимает, поскольку он человек очень неглупый. Просто руководствуется принципом Ходжи Насреддина, взявшегося за крупную сумму в золотых монетах научить осла богословию.

Подтверждение нашему предположению – интервью Келимбетова газете «Казахстанская правда».  2 февраля 2021 года в ней был опубликован материал под громким названием: «Кайрат Келимбетов: Человекоцентричность – фундаментальная ценность реформ».

Позволим себе процитировать лестные для Акорды и Библиотеки и печальные для большинства казахстанцев заявления председателя Агентства РК по стратегическому планированию и реформам:

«Реакция руководства нашей страны на пандемию коронавирусной инфекции и связанные с ней кризисные явления получила высокую оценку от иностранных экспертов. К примеру, наши российские коллеги неоднократно хвалили идею использования Нацфонда для поддержки граждан, оставшихся без источника доходов, и представителей малого и среднего предпринимательства. Система, созданная Елбасы, продемонстрировала общую устойчивость и самодостаточность. Она не просто справилась с возникшими перед ней задачами, но и набралась собственного боевого опыта.

Но теперь перед нами стоит задача по быстрому возвращению на основную траекторию развития до 2050 года, обозначенную Первым Президентом.

-То есть перед АСПИР не стоит задача о пересмотре стратегических целей?

-В этом нет никакой необходимости. Долгосрочный курс Казахстана, обозначенный Елбасы, не подлежит пересмотру. Стратегия «Казахстан-2050» даже по прошествии почти 10 лет после ее обнародования не утратила актуальности и является замечательным инструментом долгосрочного планирования, который, с одной стороны, формирует общие цели для государственных органов, с другой стороны, создает понятную картину будущего для граждан.

А разработанные на ее основе «Пять институциональных реформ» и План нации «100 шагов» конкретизируют достижение целей, ставят понятные задачи.

В 2015 году многие международные эксперты говорили, что если из 100 компонентов Плана нации будут выполнены хотя бы 50, то Казахстан станет принципиально другим государством.

Для меня лично огромной честью является участие в реализации Плана нации. С 2015 по 2020 год я в статусе управляющего МФЦА работал над выполнением четырех из ста шагов, которые были посвящены созданию центра. С 2020 года я уже в статусе председателя АСПИР помогаю выполнять другие шаги плана».

В связи с этими заявлениями можно сделать вывод: о карьере Кайрата Келимбетова как царедворца и льстеца можно не беспокоиться, а вот реальных реформ, способных повысить уровень и качество большинства казахстанцев, ждать казахстанцам не стоит.

 

 

ПОДЕЛИТЬСЯ:
  • twitter
  • telegramm
  • facebok
  • vk
Последние новости.
ТРИБУНА.