Расследование Arasha.kz
В Актюбинской области система распределения дорожных бюджетов напоминает хорошо отлаженную машину по перенаправлению государственных миллиардов в карманы избранных. По официальным данным, только за апрель–май 2025 года Управление пассажирского транспорта и автомобильных дорог Актюбинской области провело 13 тендеров на сумму 6,1 млрд ₸. Почти все — с формальной конкуренцией или вовсе без неё.
BERTYS CONSTRUCTION: подряд на 4,3 млрд ₸ без конкуренции
Два тендера на трассе KD-3 («Шубаркудык-Уил-Кобда-Соль-Илецк») были отданы ТОО «BERTYS CONSTRUCTION», зарегистрированной в Астане. Компания выиграла оба лота:
№ лота | Сумма, ₸ | Участников |
---|---|---|
73949341-ОК3 | 2 156 950 553 | 1 |
77636125-ОК3 | 2 215 627 929 | 1 |
Ни одного конкурента, и это при том, что у BERTYS CONSTRUCTION нет лицензии на дорожные работы. По ОКЭДу фирма занимается… строительством водопроводов.
Кто такой Надыров Жанболат — руководитель BERTYS CONSTRUCTION?
- Бывший председатель правления АО «Транстелеком», а также топ-менеджер в «Нұрбанке» — структурах, связанных с Нурали Алиевым, внуком Нурсултана Назарбаева.
- Его брат — работал в АО «Астана финанс».
- Через «КАСПИАН ИНВЕСТ ГРУПП» и ряд холдингов участвует в десятках компаний, включая «Орда Group», «Цинкум», «Zere Invest», «Smart Marketing Solutions».
Вывод: компания без лицензии получает 4,3 млрд ₸ на ремонт дорог, при прямой аффилиации с кругом бывшей элиты.
Фиктивная конкуренция: победа компании без опыта и устойчивости
Тендер № 77652098-ОК1 на 46,2 млн ₸ также вызывает серьёзные вопросы. Он завершился победой ТОО «ИнноватСтрой», созданной за 3 месяца до конкурса. Из 9 заявок допущены были только 2. Победитель:
- Не имеет опыта и действующих договоров;
- Уплатил налоги лишь раз: 39 320 ₸;
- Не обладает финансовой устойчивостью;
- Имел ОКЭД по строительству жилых зданий (не дорог).
Конкурент «REGION-04 Service» показал устойчивость 25, но проиграл… на 0,1 ₸.
Отклонённые заявки были от компаний с опытом, но им придирались к сканам печатей, «не тем» компрессорам и другим формальностям.
«Жалаугер-НС»: один участник, миллиарды контрактов
Один из самых «любимых» подрядчиков управления — ТОО «Жалаугер-НС», которое стабильно выигрывает крупные тендеры. В 2025 году — подряд на 79,7 млн ₸ по трассе Шалкар–Бозой–граница Узбекистана. И снова — один участник.
Кто за этой фирмой?
Учредитель — Кобыландин Мурат Жанабаевич (р. 1991).
- Его отец — покойный Жанабай Кобыландин — экс-глава актюбинского филиала АО «ҚазАвтоЖол»;
- Брат — Сәлім Нағым — замгендиректора АО «QazaqGaz Aimaq», ранее — топ в КазМунайГаз и Минэнерго;
- Ещё один брат — Данияр Кобыландин — директор ОЮЛ «Всемирная ассоциация кокпара».
Выигранные тендеры ТОО «Жалаугер-НС» — более 18,1 млрд ₸ (данные Kompra.kz):
Год | Объём, ₸ | Способ | Комментарий |
---|---|---|---|
2025 | 79,7 млн | Один участник | Содержание трассы |
2024 | 894 млн | Тендер | Содержание дорог |
2022 | 456 млн | Тендер | г. Караганда |
2022 | 142 млн | Тендер | г. Шалкар |
2022 | 78 млн | Тендер | г. Нур-Султан |
… | … | … | Всего — десятки контрактов |
Выводы:
Аффилированные связи + отсутствие конкуренции = миллиарды в одни руки.
- Все тендеры проведены при полном формальном соответствии, но с нулевой конкуренцией.
- Побеждают компании без лицензий, опыта и устойчивости, но с нужными связями.
- Проигрывают — компании с лучшими условиями, но «неудобными» предложениями.
- Главные выгодополучатели — компании, связанные с бывшими нацкомпаниями и элитами.
Кто отвечает за это?
- Аким Актюбинской области — Асхат Шахаров
- Глава Управления пассажирского транспорта — Айбек Кайер
Вопросы к властям:
- Почему BERTYS и Жалаугер-НС стабильно выигрывают контракты на миллиарды?
- Почему тендерная документация исключает устойчивые компании?
- Почему дорожные подряды отдаются людям, связанным с QazaqGaz, Nurbank и Транстелеком?