Мы
в соц.
сетях
10-06-25 | 08:00
190 просмотров
Дорожный картель Актобе: как миллиарды уходят «своим».
Дорожный картель Актобе: как миллиарды уходят «своим»

Расследование Arasha.kz

В Актюбинской области система распределения дорожных бюджетов напоминает хорошо отлаженную машину по перенаправлению государственных миллиардов в карманы избранных. По официальным данным, только за апрель–май 2025 года Управление пассажирского транспорта и автомобильных дорог Актюбинской области провело 13 тендеров на сумму 6,1 млрд ₸. Почти все — с формальной конкуренцией или вовсе без неё.

BERTYS CONSTRUCTION: подряд на 4,3 млрд ₸ без конкуренции

Два тендера на трассе KD-3 («Шубаркудык-Уил-Кобда-Соль-Илецк») были отданы ТОО «BERTYS CONSTRUCTION», зарегистрированной в Астане. Компания выиграла оба лота:

№ лотаСумма, ₸Участников
73949341-ОК32 156 950 5531
77636125-ОК32 215 627 9291

Ни одного конкурента, и это при том, что у BERTYS CONSTRUCTION нет лицензии на дорожные работы. По ОКЭДу фирма занимается… строительством водопроводов.

Кто такой Надыров Жанболат — руководитель BERTYS CONSTRUCTION?

  • Бывший председатель правления АО «Транстелеком», а также топ-менеджер в «Нұрбанке» — структурах, связанных с Нурали Алиевым, внуком Нурсултана Назарбаева.
  • Его брат — работал в АО «Астана финанс».
  • Через «КАСПИАН ИНВЕСТ ГРУПП» и ряд холдингов участвует в десятках компаний, включая «Орда Group», «Цинкум», «Zere Invest», «Smart Marketing Solutions».

Вывод: компания без лицензии получает 4,3 млрд ₸ на ремонт дорог, при прямой аффилиации с кругом бывшей элиты.

Фиктивная конкуренция: победа компании без опыта и устойчивости

Тендер № 77652098-ОК1 на 46,2 млн ₸ также вызывает серьёзные вопросы. Он завершился победой ТОО «ИнноватСтрой», созданной за 3 месяца до конкурса. Из 9 заявок допущены были только 2. Победитель:

  • Не имеет опыта и действующих договоров;
  • Уплатил налоги лишь раз: 39 320 ₸;
  • Не обладает финансовой устойчивостью;
  • Имел ОКЭД по строительству жилых зданий (не дорог).

Конкурент «REGION-04 Service» показал устойчивость 25, но проиграл… на 0,1 ₸.

Отклонённые заявки были от компаний с опытом, но им придирались к сканам печатей, «не тем» компрессорам и другим формальностям.

«Жалаугер-НС»: один участник, миллиарды контрактов

Один из самых «любимых» подрядчиков управления — ТОО «Жалаугер-НС», которое стабильно выигрывает крупные тендеры. В 2025 году — подряд на 79,7 млн ₸ по трассе Шалкар–Бозой–граница Узбекистана. И снова — один участник.

Кто за этой фирмой?

Учредитель — Кобыландин Мурат Жанабаевич (р. 1991).

  • Его отец — покойный Жанабай Кобыландин — экс-глава актюбинского филиала АО «ҚазАвтоЖол»;
  • Брат — Сәлім Нағым — замгендиректора АО «QazaqGaz Aimaq», ранее — топ в КазМунайГаз и Минэнерго;
  • Ещё один брат — Данияр Кобыландин — директор ОЮЛ «Всемирная ассоциация кокпара».

Выигранные тендеры ТОО «Жалаугер-НС» — более 18,1 млрд ₸ (данные Kompra.kz):

ГодОбъём, ₸СпособКомментарий
202579,7 млнОдин участникСодержание трассы
2024894 млнТендерСодержание дорог
2022456 млнТендерг. Караганда
2022142 млнТендерг. Шалкар
202278 млнТендерг. Нур-Султан
Всего — десятки контрактов

Выводы:

Аффилированные связи + отсутствие конкуренции = миллиарды в одни руки.

  • Все тендеры проведены при полном формальном соответствии, но с нулевой конкуренцией.
  • Побеждают компании без лицензий, опыта и устойчивости, но с нужными связями.
  • Проигрывают — компании с лучшими условиями, но «неудобными» предложениями.
  • Главные выгодополучатели — компании, связанные с бывшими нацкомпаниями и элитами.

Кто отвечает за это?

  • Аким Актюбинской области — Асхат Шахаров
  • Глава Управления пассажирского транспорта — Айбек Кайер

Вопросы к властям:

  • Почему BERTYS и Жалаугер-НС стабильно выигрывают контракты на миллиарды?
  • Почему тендерная документация исключает устойчивые компании?
  • Почему дорожные подряды отдаются людям, связанным с QazaqGaz, Nurbank и Транстелеком?

🔎 Рекомендуем к прочтению:

ПОДЕЛИТЬСЯ:
Последние новости.
ТРИБУНА.