Мы
в соц.
сетях
13-06-25 | 08:00
360 просмотров
Актюбинские стройки: миллиарды на бумаге, прозрачность — в минусе.
Актюбинские стройки: миллиарды на бумаге, прозрачность — в минусе

ГУ «Управление строительства, архитектуры и градостроительства Актюбинской области» — один из крупнейших распорядителей бюджетных средств региона. Под руководством Ержана Муздыбаева в 2024–2025 годах проведено более 100 тендеров на строительство, инженерные услуги, закупку техники и даже противогазов. Общий объём — десятки миллиардов тенге. Однако за официальной активностью скрываются тревожные симптомы: формальная конкуренция, постоянные участники, отказы и срывы закупок, признаки аффилированности.

Сотни миллионов — без борьбы

Некоторые из крупнейших лотов:

  • 6,79 млрд ₸строительство детского сада на 300 мест;
  • 892 млн ₸ — пристройка к поликлинике в селе Бадамша;
  • 887 млн ₸ — учебно-тренировочная база в селе Матай;
  • 823 млн ₸ — пожарное депо в селе Мартук.

Все эти тендеры разыгрывались по рейтингово-балльной системе, но при минимальном количестве участников — зачастую всего двое. Повторяющиеся подрядчики, отсутствие реальных скидок и формальные процедуры оценки создают видимость конкуренции, за которой скрывается управляемое распределение средств.

Каждый третий тендер — не состоялся

Анализ выборки показал:

  • 27% тендеров не состоялись — из-за отсутствия заявок или отклонения всех предложений;
  • Изменения в технической документации стали обыденностью;
  • Нередко меняется сумма закупки, цель или условия уже в процессе тендера — удобная лазейка для «подгона» под нужного участника.

Часто срываются даже базовые закупки — почтовые услуги, бензин, интернет, связь — некоторые лоты публикуются и отменяются по 3–5 раз, прежде чем уйти одному поставщику через прямой договор.

Противогазы и автомобили: много попыток — один итог

Тендеры на закупку автомобилей стоимостью 16,9 млн ₸ — сначала не состоялись, потом были проведены из одного источника. Победитель и единственный участник — ТОО «West line ltd». Заказчик требует от поставщика автомобиль с высоким уровнем комфорта и технической оснащённости. Машина должна быть рамным внедорожником с бензиновым двигателем объёмом не более 1.97 литра, мощностью не менее 215 лошадиных сил и восьмиступенчатой автоматической коробкой передач. Обязательно наличие полного привода (4WD), блокировки заднего дифференциала и клиренса не менее 22.3 см. Цвет кузова согласовывается с заказчиком.

Противогазы и аптечки для ведомства разыгрывались неоднократно, с теми же участниками и без заметных изменений условий. Сценарий повторяется: один участник, один победитель.

Повторяющиеся подрядчики — одна сцена, разные роли

Наиболее активные «герои» актюбинских госзакупок:

  • ТОО «Рус Тал» — фигурирует в 4 лотах, из них 3 раза — как проигравший. Один раз — победитель.
  • ТОО «Кварц-Спецсервис» — дважды побеждало в конкурсах, оба раза — при одинаковом наборе участников.
  • ТОО «Стройком+Сервис» и ТОО «Азия Газ Монтаж» — типичные «вторые места», создающие видимость конкуренции.
  • ЖайыкПромСервис — выигрывает дважды у одного и того же конкурента — ТОО «СК ЛИРА».

Такой «карусельный» механизм может указывать на сговор или аффилированность. Подобные схемы позволяют обходить закупку у одного источника и при этом контролировать результат.

Признаки возможной аффилированности:

  • Повторяющиеся пары подрядчиков;
  • Отсутствие скидок или минимальные расхождения в предложениях;
  • Победители и «вторые места» с совпадающими учредителями или адресами;
  • Отсутствие новых компаний на рынке;
  • Множественные закупки, где участвуют только два игрока.

Например, тендер на 6,79 млрд ₸ (детсад для особенных детей в Актобе) — всего 2 участника. Победитель — ТОО «Казстройподряд», компания с неоднозначной историей. Второй — ТОО BERTYS CONSTRUCTION, ранее замеченное в крупных тендерах. Случайность или имитация конкурса?

Это не частный случай — это система

Мы наблюдаем системную проблему: одни и те же подрядчики, одни и те же связки, одна и та же модель. Бюджеты уходят в одни руки, а прозрачности — как не было, так и нет. Граждане видят лишь фасады зданий, но не знают, как и за сколько они строятся — и кто на этом зарабатывает.

Что делать:

  • Проверка всех подрядчиков на аффилированность: адреса, учредители, IP;
  • Публикация полных протоколов конкурсов — не только победителей;
  • Аудит подрядчиков, выигрывающих более одного тендера в квартал;
  • Введение обязательного минимума участников: не менее трёх заявок на крупные объекты;
  • Привлечение антикоррупционного ведомства к проверке тендеров с признаками сговора.

Вывод:

Управление Ержана Муздыбаева тратит десятки миллиардов тенге, но вместо прозрачности — замкнутый круг подрядчиков, повторяющиеся схемы и отсутствие реальной конкуренции. Аким области Асхат Шахаров обязан дать политическую и административную оценку происходящему.

Возможно, пришло время не только аудита, но и антикоррупционного расследования.

🔗 Материал подготовлен на основе анализа данных с официального портала www.goszakup.gov.kz

Также рекомендуем прочитать о госзакупках Актюбинской области:

ПОДЕЛИТЬСЯ:
Последние новости.
ТРИБУНА.