Мы
в соц.
сетях
17-06-25 | 15:40
260 просмотров
Автомобиль за 14 млн тенге — как Шахаров игнорирует мораторий Токаева.
Автомобиль за 14 млн тенге — как Шахаров игнорирует мораторий Токаева

В апреле 2025 года Управление земельных отношений Актюбинской области приобрело служебный автомобиль за 13 890 000 тенге. Победителем стал ТОО «Kol-Auto-Hyundai», единственный участник тендера и, как следствие, поставщик без всякой конкуренции. Однако на фоне действующего моратория от Администрации Президента РК на закупку автомобилей за бюджетный счёт, этот случай вызывает очевидные вопросы — как юридические, так и морально-этические.

Кто выиграл тендер — и почему без борьбы?

ТОО «Kol-Auto-Hyundai», зарегистрированное на Жаманкулова Бауыржана Бакытжановича, провело сделку без скидки и без конкурентов. Финансовый показатель устойчивости компании по системе госзакупок — 54,4, что не является высоким уровнем. Более того, история компании в системе госзакупок показывает интересную динамику:

  • 88 закупок с общей суммой 361 млн тенге;
  • Из них — 96% составляют автомобили;
  • За 2024–2025 годы приходятся почти две трети всех доходов компании;
  • Больше трети контрактов в 2024 году — от акиматов разных уровней.

На первом месте среди заказчиков — аппарат акима Хромтауского района с закупками на сумму 97 млн тенге, что составляет почти 27% портфеля подрядчика.

Как обошли запрет?

Напомним, с 17 марта 2025 года действует поручение Администрации Президента о моратории на приобретение за счёт бюджета:

«служебного транспорта, мебели, административных зданий, а также пышных мероприятий».

Тем не менее, несмотря на прямое указание центра, авто за 13,89 млн тенге закуплено уже после вступления моратория в силу. Формально — в рамках конкурсной процедуры. Фактически — с нулевой конкуренцией и по полной стоимости.

Что именно купили за 13,89 миллиона тенге?

Анализ технической спецификации тендера показывает: вся документация «заточена» под конкретную модель — Hyundai Mufasa 2.0 MPI 6AT (2024 года).

Это сравнительно новая модель, доступная на рынке с начала 2024 года. И вот почему именно она подходит:

Параметр из ТЗHyundai Mufasa 2.0 MPI 2024Совпадение
Объём двигателя: ≥1999 см³1999 см³
Мощность: 160 л.с. / 6500 об/мин160 л.с. / 6500 об/мин
Крутящий момент: 193 Н·м / 4500 об/мин193 Н·м / 4500 об/мин
Коробка передач: 6-ступ. автомат6АТ
Привод: переднийFWD
Клиренс: 147 мм147 мм
Габариты: 4475×1850×1685 мм4475×1850×1685 мм
Масса: 1529–1542 кг≈1530 кг
Расход топлива: 6,94 л/100 км≈6.9 л/100 км
Дисплей: ≥12.3”, CarPlay/Android Auto12.3” мультимедиа с CarPlay/Android Auto
Подогрев сидений, климат, камеры, ESP и т.д.Всё в наличии в комплектации Premium
Цена на рынке (KZ)≈13.8–14 млн ₸

Таким образом, вся конкурсная документация была явно составлена под эту конкретную модель, что, в условиях одного участника, делает процедуру практически бессмысленной с точки зрения конкурентности.

Под кого писали тендер?

Формальное наличие конкурса было, но по факту:

  • Участвовал только один поставщик;
  • Автомобиль в ТЗ идеально совпадает по характеристикам с Hyundai Mufasa, который есть в модельной линейке именно Kol-Auto-Hyundai;
  • Скидки не предоставлены.

Всё это говорит о классической схеме: «тендер под своего», но оформленный в рамках закона.

В условиях действия моратория на покупку служебных авто подобная сделка — это уже не просто вопрос эффективности трат. Это — демонстрация игнорирования прямого поручения главы государства. Очевидно, без персональной ответственности такие истории будут повторяться — не только в Актюбинской области, но и по всей стране.

Кто отвечает?

По данным портала госзакупок:

  • Заказ размещён ГУ «Управление земельных отношений Актюбинской области»;
  • Руководитель управления — Ержанов Нурбол Бахытжанович;
  • Ответственным за общую бюджетную дисциплину региона является аким Актюбинской области — Асхат Шахаров.

Вывод: игнор или система?

Этот случай — не просто единичное нарушение. Это — симптом системного несоблюдения антикризисных ограничений, спущенных из Центра. Формально — закон соблюдён. Но по сути — указание Президента игнорировано.

В условиях экономии бюджета и усилий по снижению нецелевых расходов — такая закупка выглядит вызывающе. Общество имеет право знать: кто и почему считает себя выше общенациональных решений. Ответ на этот вопрос должно дать не только журналистское расследование, но и компетентные органы финансового контроля.

Также рекомендуем прочитать:

ПОДЕЛИТЬСЯ:
Последние новости.
ТРИБУНА.