В апреле 2025 года Управление земельных отношений Актюбинской области приобрело служебный автомобиль за 13 890 000 тенге. Победителем стал ТОО «Kol-Auto-Hyundai», единственный участник тендера и, как следствие, поставщик без всякой конкуренции. Однако на фоне действующего моратория от Администрации Президента РК на закупку автомобилей за бюджетный счёт, этот случай вызывает очевидные вопросы — как юридические, так и морально-этические.
Кто выиграл тендер — и почему без борьбы?
ТОО «Kol-Auto-Hyundai», зарегистрированное на Жаманкулова Бауыржана Бакытжановича, провело сделку без скидки и без конкурентов. Финансовый показатель устойчивости компании по системе госзакупок — 54,4, что не является высоким уровнем. Более того, история компании в системе госзакупок показывает интересную динамику:
- 88 закупок с общей суммой 361 млн тенге;
- Из них — 96% составляют автомобили;
- За 2024–2025 годы приходятся почти две трети всех доходов компании;
- Больше трети контрактов в 2024 году — от акиматов разных уровней.
На первом месте среди заказчиков — аппарат акима Хромтауского района с закупками на сумму 97 млн тенге, что составляет почти 27% портфеля подрядчика.
Как обошли запрет?
Напомним, с 17 марта 2025 года действует поручение Администрации Президента о моратории на приобретение за счёт бюджета:
«служебного транспорта, мебели, административных зданий, а также пышных мероприятий».
Тем не менее, несмотря на прямое указание центра, авто за 13,89 млн тенге закуплено уже после вступления моратория в силу. Формально — в рамках конкурсной процедуры. Фактически — с нулевой конкуренцией и по полной стоимости.
Что именно купили за 13,89 миллиона тенге?
Анализ технической спецификации тендера показывает: вся документация «заточена» под конкретную модель — Hyundai Mufasa 2.0 MPI 6AT (2024 года).
Это сравнительно новая модель, доступная на рынке с начала 2024 года. И вот почему именно она подходит:
Параметр из ТЗ | Hyundai Mufasa 2.0 MPI 2024 | Совпадение |
---|---|---|
Объём двигателя: ≥1999 см³ | 1999 см³ | ✅ |
Мощность: 160 л.с. / 6500 об/мин | 160 л.с. / 6500 об/мин | ✅ |
Крутящий момент: 193 Н·м / 4500 об/мин | 193 Н·м / 4500 об/мин | ✅ |
Коробка передач: 6-ступ. автомат | 6АТ | ✅ |
Привод: передний | FWD | ✅ |
Клиренс: 147 мм | 147 мм | ✅ |
Габариты: 4475×1850×1685 мм | 4475×1850×1685 мм | ✅ |
Масса: 1529–1542 кг | ≈1530 кг | ✅ |
Расход топлива: 6,94 л/100 км | ≈6.9 л/100 км | ✅ |
Дисплей: ≥12.3”, CarPlay/Android Auto | 12.3” мультимедиа с CarPlay/Android Auto | ✅ |
Подогрев сидений, климат, камеры, ESP и т.д. | Всё в наличии в комплектации Premium | ✅ |
Цена на рынке (KZ) | ≈13.8–14 млн ₸ | ✅ |
Таким образом, вся конкурсная документация была явно составлена под эту конкретную модель, что, в условиях одного участника, делает процедуру практически бессмысленной с точки зрения конкурентности.
Под кого писали тендер?
Формальное наличие конкурса было, но по факту:
- Участвовал только один поставщик;
- Автомобиль в ТЗ идеально совпадает по характеристикам с Hyundai Mufasa, который есть в модельной линейке именно Kol-Auto-Hyundai;
- Скидки не предоставлены.
Всё это говорит о классической схеме: «тендер под своего», но оформленный в рамках закона.
В условиях действия моратория на покупку служебных авто подобная сделка — это уже не просто вопрос эффективности трат. Это — демонстрация игнорирования прямого поручения главы государства. Очевидно, без персональной ответственности такие истории будут повторяться — не только в Актюбинской области, но и по всей стране.
Кто отвечает?
По данным портала госзакупок:
- Заказ размещён ГУ «Управление земельных отношений Актюбинской области»;
- Руководитель управления — Ержанов Нурбол Бахытжанович;
- Ответственным за общую бюджетную дисциплину региона является аким Актюбинской области — Асхат Шахаров.
Вывод: игнор или система?
Этот случай — не просто единичное нарушение. Это — симптом системного несоблюдения антикризисных ограничений, спущенных из Центра. Формально — закон соблюдён. Но по сути — указание Президента игнорировано.
В условиях экономии бюджета и усилий по снижению нецелевых расходов — такая закупка выглядит вызывающе. Общество имеет право знать: кто и почему считает себя выше общенациональных решений. Ответ на этот вопрос должно дать не только журналистское расследование, но и компетентные органы финансового контроля.
Также рекомендуем прочитать:
- Актюбинские стройки: миллиарды на бумаге, прозрачность — в минусе
- Ремонт дорог за миллиарды: в Актобе победила компания, связанная с внуком Назарбаева
- «Свои» на дороге: как подрядчик с родством в нацкомпании QazaqGaz Aimaq выигрывает миллиарды
- Дорожный картель Актобе: как миллиарды уходят «своим»
- «Ерен еңбегі үшін» и 60 млрд ₸: кто стоит за фаворитом госзакупок Актобе
- Подрядчик со связями из круга Назарбаева строит детсад в Актобе
- 13 млн тенге на выставку в Актобе — след экс-вице-министра?