Шымкент вновь в центре внимания – не из-за достижений, а из-за тревожной закономерности в расходовании бюджетных средств. Под маской благоустройства и «развития комфортной городской среды» Управление Оңғара Әбілқайыр Бақытқалиұлы за последние полгода разыграло тендеров почти на 10 миллиардов тенге. Но выигрывают их одни и те же компании, зачастую с минимальной конкуренцией и повторяющимися схемами.
Тендерный круговорот: всё «для своих»
🔸 ТОО «КлинЧин» и «TRADE PARTNERS UNION» словно участвуют в хореографической постановке: то один выигрывает, то другой. Всего — не менее 10 крупных «перекрёстных» тендеров на озеленение улиц с суммами от 45 до 530 млн ₸.
🔸 ТОО «HYDROLIFE-2050» – абсолютный лидер по каналам и водохранилищам. Выиграл подряд на 626, 628, 470 и 416 млн ₸, почти всегда — с одним и тем же «конкурентом».
🔸 ТОО «Телқоңыр» – компания с основным профилем «строительство жилых домов», получает контракты на ирригационные системы и обслуживание парков на сотни миллионов. Как и ACM Management, фигурирует в тендерах по технадзору, причём нередко в тандеме.
Формальная конкуренция и запах лоббизма
- Количество участников – стабильно два. Победители и проигравшие меняются местами от тендера к тендеру.
- Изменения документации в ряде тендеров — тревожный маркер, указывающий на потенциальную подгонку условий.
- Анализ налоговых данных показывает скачки налоговых отчислений у «своих» подрядчиков — сразу после начала выигрышей на миллионы.
- Пересечения адресов и учредителей также дают основания для проверки на аффилированность.
Куда смотрит аким Сыздыкбеков?
Аким Габит Сыздыкбеков — политический ответственный за весь этот процесс. Однако вместо реакции — молчание и пафосные отчёты о «комфорте» и «развитии». На деле — это имитация конкуренции и бюджетная кормушка, в которую годами льются миллиарды.
❗ Проблема уже не только в управлении, а в отсутствии политической воли остановить схему.
Вопросы, которые должны быть озвучены:
- Почему в ключевых тендерах фигурируют одни и те же участники?
- Кто и на каком уровне лоббирует интересы «КлинЧин», «HYDROLIFE-2050», «Телқоңыр» и других?
- Почему допускаются подрядчики с размытым профилем и потенциальными налоговыми рисками?
- Почему в городе нет допуска новых игроков и поставщиков?
Что делать:
- Независимый аудит всех закупок 2024–2025 годов.
- Проверка на предмет аффилированности, сговора и фиктивной конкуренции.
- Вмешательство антикоррупционных органов.
- Привлечение общественности к контролю за закупками.
Городская среда — это не витрина для отчётов, а территория для жизни. И пока миллиарды уходят «по кругу», реальный комфорт остаётся лишь на бумаге.
Читайте также по теме госзакупок и бюджета Шымкента:
🔹 Бюджет Шымкента 2025: приоритеты акима вызывают тревогу — почему город с дефицитом средств делает ставку на имиджевые проекты, а не на здравоохранение и поддержку бизнеса.
🔹 Миллиарды на асфальт и ноль на доверие: как в Шымкенте делят тендеры — разоблачение схемы распределения дорожных подрядов среди «своих».
🔹 Как Сыздыкбеков допустил, что госзакупки Шымкента контролируют 5 фирм — кто стоит за формальной конкуренцией и почему подряд получают одни и те же участники.
🔹 «Отау-Строй» экс-акима Шымкента при Сыздыкбекове снова в фаворе — о миллиардных контрактах компании, связанной с бывшим градоначальником, и роли действующего акима.