Мы
в соц.
сетях
29-05-25 | 08:00
500 просмотров
«Комфорт» по-шымкентски: кто на самом деле озеленяет город?.
«Комфорт» по-шымкентски: кто на самом деле озеленяет город?

Шымкент вновь в центре внимания – не из-за достижений, а из-за тревожной закономерности в расходовании бюджетных средств. Под маской благоустройства и «развития комфортной городской среды» Управление Оңғара Әбілқайыр Бақытқалиұлы за последние полгода разыграло тендеров почти на 10 миллиардов тенге. Но выигрывают их одни и те же компании, зачастую с минимальной конкуренцией и повторяющимися схемами.

Тендерный круговорот: всё «для своих»

🔸 ТОО «КлинЧин» и «TRADE PARTNERS UNION» словно участвуют в хореографической постановке: то один выигрывает, то другой. Всего — не менее 10 крупных «перекрёстных» тендеров на озеленение улиц с суммами от 45 до 530 млн ₸.

🔸 ТОО «HYDROLIFE-2050» – абсолютный лидер по каналам и водохранилищам. Выиграл подряд на 626, 628, 470 и 416 млн ₸, почти всегда — с одним и тем же «конкурентом».

🔸 ТОО «Телқоңыр» – компания с основным профилем «строительство жилых домов», получает контракты на ирригационные системы и обслуживание парков на сотни миллионов. Как и ACM Management, фигурирует в тендерах по технадзору, причём нередко в тандеме.

Формальная конкуренция и запах лоббизма

  1. Количество участников – стабильно два. Победители и проигравшие меняются местами от тендера к тендеру.
  2. Изменения документации в ряде тендеров — тревожный маркер, указывающий на потенциальную подгонку условий.
  3. Анализ налоговых данных показывает скачки налоговых отчислений у «своих» подрядчиков — сразу после начала выигрышей на миллионы.
  4. Пересечения адресов и учредителей также дают основания для проверки на аффилированность.

Куда смотрит аким Сыздыкбеков?

Аким Габит Сыздыкбеков — политический ответственный за весь этот процесс. Однако вместо реакции — молчание и пафосные отчёты о «комфорте» и «развитии». На деле — это имитация конкуренции и бюджетная кормушка, в которую годами льются миллиарды.

❗ Проблема уже не только в управлении, а в отсутствии политической воли остановить схему.

Вопросы, которые должны быть озвучены:

  • Почему в ключевых тендерах фигурируют одни и те же участники?
  • Кто и на каком уровне лоббирует интересы «КлинЧин», «HYDROLIFE-2050», «Телқоңыр» и других?
  • Почему допускаются подрядчики с размытым профилем и потенциальными налоговыми рисками?
  • Почему в городе нет допуска новых игроков и поставщиков?

Что делать:

  • Независимый аудит всех закупок 2024–2025 годов.
  • Проверка на предмет аффилированности, сговора и фиктивной конкуренции.
  • Вмешательство антикоррупционных органов.
  • Привлечение общественности к контролю за закупками.

Городская среда — это не витрина для отчётов, а территория для жизни. И пока миллиарды уходят «по кругу», реальный комфорт остаётся лишь на бумаге.

Читайте также по теме госзакупок и бюджета Шымкента:

🔹 Бюджет Шымкента 2025: приоритеты акима вызывают тревогу — почему город с дефицитом средств делает ставку на имиджевые проекты, а не на здравоохранение и поддержку бизнеса.

🔹 Миллиарды на асфальт и ноль на доверие: как в Шымкенте делят тендеры — разоблачение схемы распределения дорожных подрядов среди «своих».

🔹 Как Сыздыкбеков допустил, что госзакупки Шымкента контролируют 5 фирм — кто стоит за формальной конкуренцией и почему подряд получают одни и те же участники.

🔹 «Отау-Строй» экс-акима Шымкента при Сыздыкбекове снова в фаворе — о миллиардных контрактах компании, связанной с бывшим градоначальником, и роли действующего акима.

ПОДЕЛИТЬСЯ:
Последние новости.
ТРИБУНА.