В Шымкенте государственные закупки на санаторно-курортное лечение ветеранов, инвалидов и других социально уязвимых категорий граждан сопровождаются избыточными требованиями к поставщикам и крайне низким уровнем конкуренции. Анализ тендеров, проведённых Управлением занятости и социальной защиты под руководством Жанат Утебаевой, выявил признаки ограниченного доступа участников и минимального снижения цен при заключении многомиллионных контрактов.
Один тендер — один участник
Несколько крупнейших закупок, проведённых в 2025 году, были реализованы с участием только одного поставщика:
- Лот № 74984582-ОК3 — ТОО «Денсаулык». Сумма: 140,4 млн тенге. Снижение цены — 28 000 тенге (0,02%);
- Лот № 74983722-ОК3 — ГКП на ПХВ «Санаторий Айша биби». Сумма: 122,8 млн тенге. Снижение — 374 000 тенге (0,3%);
- Лот № 78781250-ОИ3 — ТОО «МК-Фарма». Закупка слуховых аппаратов на 19,8 млн тенге. Участвовал только один поставщик.
Формальное соблюдение процедуры при отсутствии конкуренции и символических скидках не обеспечивает эффективности расходования бюджетных средств.
Завышенные технические условия
Все тендеры сопровождались техническими заданиями, содержащими десятки специфических требований. Среди них — обязательные лицензии по медицинским направлениям (курортология, физиотерапия, реабилитология), наличие грязелечения, душа Шарко, минеральной воды, штатного библиотекаря, актов на вентиляцию, текстиль, мебель и культурные программы. Требуемые документы должны были подтверждать наличие всей указанной инфраструктуры.
Фактически, это ограничивает круг участников до заранее подготовленных поставщиков, а остальные просто не могут соответствовать критериям.
Цена выше рыночной
Средняя стоимость одной 10-дневной путёвки по результатам тендеров составляет 140 428 тенге — это около 14 000 тенге в день. По информации открытых источников и туристических платформ, аналогичные услуги в пределах Казахстана стоят от 80 000 до 110 000 тенге. Таким образом, вероятное завышение стоимости составляет от 20 до 40 процентов.
Повторяющиеся участники и формальная конкуренция
Во многих закупках участвуют одни и те же компании: «Күлпаршын», «Элит-Сервис Plus» и «Денсаулык». При этом конкуренты, предлагающие более низкую цену (например, ТОО «Medi-AR»), системно отклоняются под предлогом отсутствия формальных документов. Побеждают подрядчики с минимальной разницей в цене, иногда с меньшим опытом или без действующих договоров, в то время как проигравшие компании имеют более высокий уровень финансовой устойчивости.
Это создаёт основание полагать, что конкуренция в ряде случаев является формальной и может быть ограничена заранее.
Ответственность за прозрачность — на акиме города
Особое внимание следует обратить на позицию акима Шымкента Габита Сыздыкбекова. В условиях, когда городские государственные учреждения проводят закупки с ограниченной конкуренцией, по завышенной стоимости и с техническими заданиями, заранее исключающими широкое участие, руководство города несёт политическую ответственность за эффективность и прозрачность бюджетного процесса. Такие практики требуют внимания со стороны надзорных и антикоррупционных органов.
Публичное обращение
Редакция Arasha.kz обращает внимание уполномоченных органов на выявленные признаки ограничения конкуренции, избыточных требований в технической документации и неэффективного расходования средств.
Просим считать настоящую публикацию официальным публичным запросом в:
- Департамент внутреннего государственного аудита по городу Шымкент Комитета внутреннего государственного аудита Министерства финансов Республики Казахстан;
- Департамент Агентства Республики Казахстан по противодействию коррупции (Антикоррупционной службы) по городу Шымкент.
Мы просим провести проверку закупок, осуществлённых Управлением занятости и социальной защиты города Шымкент, с учётом изложенных в материале фактов.
Редакция открыта к диалогу с представителями Управления занятости и социальной защиты, а также с акиматом города Шымкент.
Читайте также по теме госзакупок и бюджета Шымкента:
🔹 Бюджет Шымкента 2025: приоритеты акима вызывают тревогу — почему город с дефицитом средств делает ставку на имиджевые проекты, а не на здравоохранение и поддержку бизнеса.
🔹 Миллиарды на асфальт и ноль на доверие: как в Шымкенте делят тендеры — разоблачение схемы распределения дорожных подрядов среди «своих».
🔹 Как Сыздыкбеков допустил, что госзакупки Шымкента контролируют 5 фирм — кто стоит за формальной конкуренцией и почему подряд получают одни и те же участники.
🔹 «Отау-Строй» экс-акима Шымкента при Сыздыкбекове снова в фаворе — о миллиардных контрактах компании, связанной с бывшим градоначальником, и роли действующего акима.
🔹«Комфорт» по-шымкентски: кто на самом деле озеленяет город? — какие компании получают контракты по благоустройству и что за ними стоит.
🔹Кто такая Берденова и почему выигрывает тендеры в Шымкенте? — расследование о предпринимательнице, регулярно побеждающей в конкурсах Управления образования.