Город Шымкент вкладывает десятки миллиардов тенге в развитие строительства. Но на деле бюджет растворяется в замкнутой системе тендеров, где выигрывают одни и те же компании, конкуренция — фикция, а социальные задачи — не решаются. Анализ госзакупок Управления строительства города Шымкент показывает тревожную и системную картину.
Несостоявшиеся закупки на десятки миллиардов: жильё только на бумаге
За последние месяцы Управление строительства объявило более 30 тендеров на приобретение квартир — однокомнатных, двух- и трёхкомнатных — для социально уязвимых слоёв населения. Сумма каждого лота составляла от 148,5 до 297 млн тенге, но все закупки завершились одинаково: «не состоялась».
Несмотря на массовые провалы, тендеры клонируются снова и снова с теми же условиями. Суммарно было заявлено более 20 млрд тенге, которые так и не были реализованы. В это же время ведётся масштабное новое строительство — те же 5-этажные дома в микрорайоне Бозарык строятся подряд за 1,5–2,5 млрд тенге за объект. Но ни одно из направлений не даёт результата — жильё не передаётся, квартиры не закупаются.
Миллиарды в одни руки: фиктивная конкуренция и повторяющиеся подрядчики

Параллельно с проваленными закупками продолжаются тендеры на строительство, капитальный ремонт и технадзор — и в них выигрывают одни и те же компании, подающиеся почти всегда в одних и тех же комбинациях:
- ТОО «Корпорация Ақ Ордасы» — выиграла минимум 6 тендеров, сумма каждого — от 1,5 до 2,1 млрд тенге.
- ТОО «Real Stroy Invest» — победитель в аналогичных лотах, регулярно конкурирует с «Ақ Ордасы».
- ТОО «СП Бірлік Инжиниринг» — три крупных контракта на капремонт, в паре с «Amanat Elevate».
- ТОО «СИГРОСТ» и «BAQ Building Group» — постоянно чередуются в ролях победителя и второго участника.
Такие устойчивые пары — «Корпорация Ақ Ордасы» ⇄ «Real Stroy Invest», «Бірлік Инжиниринг» ⇄ «Amanat Elevate», «СИГРОСТ» ⇄ «BAQ Building Group» — встречаются практически во всех крупных закупках. Снижение стоимости от начальной суммы — минимально или отсутствует. В ряде случаев участвует всего один поставщик, и закупка всё равно признаётся состоявшейся.
Особенно активно «Real Stroy Invest» осваивает бюджет и в сфере ремонта дорог. В тендерах на так называемый средний ремонт улиц компания чередуется с ТОО «Отан Курылыс». Сценарий повторяется: в одном лоте побеждает одна компания, в следующем — другая. Победа часто зависит от наличия справки о региональной регистрации. Если одна сторона её не подаёт — выигрывает вторая. В следующем тендере — наоборот.
- «Real Stroy Invest» выиграла также 6 тендеров на ремонт дорог на общую сумму свыше 1,4 млрд тенге.
- «Отан Курылыс» — победитель в 3 аналогичных лотах на сумму более 637 млн тенге.
Формально — конкуренция. Фактически — заранее распределённые подряды между одними и теми же участниками.
В результате тендеры на сумму свыше 30 млрд тенге распределяются между замкнутым кругом игроков, создающих видимость конкуренции. В реальности — это устойчивая система взаимозаменяемых подрядчиков, удобная для тендерного планирования, но губительная для бюджета.
Роль акима и молчание власти: бездействие или покрытие схем?
Аким Шымкента Габит Сыздыкбеков на фоне провала закупок и фиктивной конкуренции сохраняет публичное молчание. Не проведено ни одного открытого разбирательства, ни одной проверки, ни одного кадрового решения. Между тем, миллиарды бюджетных тенге осваиваются компаниями, стабильно побеждающими в «удобных» схемах. Игнорировать такую ситуацию — значит быть соучастником.
Олжас Таджибаев, руководитель Управления строительства, продолжает генерировать новые закупки, не решая ни одну из ключевых задач: ни жильё, ни школы, ни инфраструктурные объекты не доводятся до конца. При этом на ПСД, технадзор и обслуживание тендеров тратятся миллионы и миллионы.
Что это, если не системная коррупция в тендерах и управленческое банкротство?
Когда десятки тендеров подряд выигрываются поочерёдно одними и теми же компаниями, когда жильё не строится, но средства на документацию и надзор осваиваются регулярно — это не провал системы, это её реальная архитектура. Архитектура, за которую должен ответить аким города.
Обществу и контролёрам следует задать прямые вопросы:
- Почему строительный рынок города замкнут на 5–6 компаний?
- Почему отсутствует реальная конкуренция в лотах на миллиарды?
- Почему провальные тендеры не становятся поводом для расследований?
- Кто персонально заинтересован в сохранении этой модели?
- Будет ли наконец инициирована проверка акимата, управления строительства и ключевых подрядчиков?
Шымкенту нужна не имитация развития, а реальная работа — с открытыми тендерами, отчётами о результатах и политической ответственностью за каждый освоенный тенге. Пока же всё больше похоже на отлаженную машину освоения бюджета в пользу «своих».
Также читайте: