- Новая угроза на тротуарах
- Статистика аварий и травм
- Почему законы не работают
- Что предлагают эксперты и компании
- ЧаВо
Свобода движения или опасность?
Когда электросамокаты только появились в городах Казахстана, они воспринимались как символ прогресса — мобильность, экологичность, удобство. Но сегодня многие горожане воспринимают их скорее как опасность.
«Они мчатся, не сбавляя скорости, прямо по тротуарам. Иногда приходится буквально спасаться бегством», — жалуются жители Алматы.
Видео с хаосом на улицах собирают тысячи просмотров в соцсетях. Люди устали спотыкаться о самокаты и уворачиваться от лихачей.
Число аварий растет
По данным полиции Алматы, только за 2024 год зарегистрировано 140 аварий с участием электросамокатов. В результате погибло 3 человека, еще 146 получили травмы. Врачи подтверждают: лето — горячий сезон для травматологов.
«Падения, переломы, сотрясения — самокаты добавили нам работы», — отметил травматолог Станислав Скипин.
Закон есть, а порядка нет
В 2023 году был принят закон, ограничивающий скорость самокатов. Однако его реализация сталкивается с техническими и административными трудностями. Самокаты не имеют номерных знаков, а нарушителей трудно отследить.
Эксперт Алексей Алексеев с горечью говорит: «Самокатчик уехал — и след простыл. У нас есть опыт: мы научили страну пристегиваться и уступать пешеходам. Значит, сможем и с этим справиться».
Что предлагают для решения проблемы
- Ввести «самокатную полицию» — патруль на самокатах для пресечения нарушений
- Обязательная регистрация и технические ограничения на программном уровне
- Блокировка аккаунтов за нарушение правил — только в Алматы в 2024 году заблокировано 4122 пользователя
Компания Whoosh, один из крупнейших операторов проката, утверждает, что 99,5% поездок проходят без происшествий. Но признает: система нуждается в доработке.
«Один самокат — один человек. Это правило, и мы его жестко контролируем», — заявили в компании.
Ответы на часто задаваемые вопросы (ЧаВо)
- Почему самокаты стали проблемой?
Они движутся быстро и часто игнорируют ПДД, создавая угрозу пешеходам. - Работает ли закон об ограничении скорости?
Формально — да, но контролировать его выполнение пока сложно. - Что делают власти и компании?
Вводят штрафы, блокировки аккаунтов, проводят образовательные кампании. - Есть ли предложения по усилению контроля?
Да, например, создание специального самокатного патруля. - Можно ли сделать самокаты безопасными?
Да, при условии комплексного подхода: контроль, инфраструктура, обучение.